1. Общие положения 1.1. Настоящие правила внутреннего распорядка учащихся НОУ СОШ «Гелиос» (далее – Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", с изменениями и дополнениями от 8.12.2020г.; Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", с изменениями и дополнениями от 24 апреля 2020 г.; Приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 "Об утверждении Порядка применения к учащимся и снятия с учащихся мер дисциплинарного взыскания", Уставом НОУ СОШ «Гелиос». 1.2. Правила разработаны с целью реализации положений нормативных правовых актов Российской Федерации, эффективной организации образовательного процесса, соблюдения прав и свобод участников образовательных отношений, развития личностных качеств обучающихся. 1.3. Правила устанавливают требования к поведению обучающихся во время образовательного процесса, во время нахождения на территории образовательного учреждения (далее – «Школа») и (или) во время мероприятий с участием обучающихся Школы, а также основания и порядок привлечения обучающихся «Школы» к дисциплинарной ответственности и представления к поощрению. 1.4. Поведение обучающихся в школе регламентируется нормативными правовыми актами РФ, локальными нормативными актами, нормами морали и нравственности, нормами делового этикета. 1.5. Дисциплина в «Школе» поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических и иных работников «Школы». Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. 1.6. Правила распространяются на всех обучающихся «Школы», за исключением воспитанников дошкольного отделения (детского сада). 1.7. Правила вступают в силу со дня их утверждения руководителем «Школы». Иные локальные нормативные акты образовательного учреждения, принятые и (или) утвержденные до вступления в силу настоящих Правил, применяются в части, не противоречащей действующему законодательству и Правилам. 1.8. Правила размещаются в открытом доступе на информационных стендах «Школы» и официальном сайте в сети Интернет. 2. Права обучающихся Обучающиеся имеют право на: – уважение своего человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; – благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; – свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; – защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию; – развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в т. ч. в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях; – посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в «Школе» и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальным актом «Школы»; – участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой «Школой» под руководством педагогов; – опубликование своих работ в изданиях «Школы»; – условия для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья; – получение социально-педагогической и психологической помощи; – получение знаний, приобретение навыков и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники, технологий и культуры; – профессиональную ориентацию; – обучение по индивидуальному учебному плану, в т. ч. ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной нормативным актом «Школы»; программы в порядке, установленном локальным – выражение мнения о выборе формы образования и обучения, выбор формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет; – выбор факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого «Школой», после получения основного общего образования; – освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в «Школе», в установленном порядке; – зачет, в порядке, установленном соответствующим локальным актом, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность; – каникулы в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком; – перевод в другое ОУ, реализующее образовательную программу соответствующего уровня; – ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, уставом, лицензией на осуществление аккредитации, образовательной учебной деятельности, документацией, свидетельством другими документами, о государственной регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в «Школе»; – прохождение промежуточной аттестации по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые локальным актом ОУ, в пределах одного года с момента образования академической задолженности; –бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой «Школы»; – поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности; – создание общественных объединений в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций) -иные академические права, предусмотренные Федеральным законом № 273 от 29.12.2012, иными нормативными правовыми актами Российской нормативными актами. 3. Обязанности обучающихся 1. Обучающиеся обязаны: Федерации, локальными 1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; 2) выполнять требования устава «Школы», правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности; 3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; 4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников «Школы», не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися; 5) бережно относиться к имуществу «Школы». 2. Иные обязанности обучающихся устанавливаются федеральными законами, а также договором на обучение. 4. Правила посещения «Школы» обучающимися 4.1. Посещение занятий и мероприятий, предусмотренных учебным планом, обязательно. 4.2. Учебный год в «школе» начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься «школой» при реализации общеобразовательной программы в очнозаочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца. 4.3. Предусматривается гибкая система каникулярного отдыха в течение учебного года в целях снятия перегрузок обучающихся. Продолжительность учебного года в 1-х классах 33 недели, во 2-4 классах – не менее 34, в 5-11 классах 35 недель (в 9, 11 классах без учета государственной итоговой аттестации). Учебный год в «Школе» делится на пять семестров. В процессе освоения общеобразовательных программ обучающимся предоставляются каникулы, сроки, начало и окончания каникул определяются «Школой» самостоятельно. 4.4. Режим занятий в «Школе» обучающихся устанавливается следующий: Ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных занятий определяются расписанием, утвержденным директором «Школы». Начало занятий – 8-30. Продолжительность перемен устанавливается с учетом времени необходимым для активного отдыха и питания. 4.5. В случае пропуска занятий (обязательных мероприятий) обучающийся предоставляет классному руководителю справку медицинского учреждения или заявление родителей (законных представителей) с указанием причины отсутствия. 4.6. Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители (законные представители) не знали об этом, администрация «Школы» предпринимает организационные и психолого-педагогические меры по профилактике пропусков занятий. 4.7. Если индивидуальные профилактические мероприятия с обучающимся и родителями (законными представителями) не имеют положительных результатов, обучающийся ставится на внутришкольный учет; 4.8. На внутришкольный учет ставится обучающийся за неоднократные, систематические пропуски учебных занятий, а также за длительное непосещение «Школы» без уважительной причины. 4.9. В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию и получению образования обучающегося, направляется соответствующая информация в орган управления образованием и в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. 4.10. Приходить в «Школу» следует за 10-15 минут до начала учебных занятий. Опоздание на занятия без уважительной причины недопустимо. Обучающийся должен иметь при себе дневник и все необходимые для уроков принадлежности, сменную обувь. Для отдельных уроков необходимо приносить специальную одежду (фартук, нарукавники), спортивную форму. 4.11. В «Школу» запрещается приносить: оружие, взрывчатые, химические, огнеопасные вещества, табачные изделия, спиртные напитки, наркотики, токсичные вещества и яды, а также иные предметы и вещества, обращение которых не допускается или ограничено в РФ, а также вещества, способные причинить вред здоровью участников образовательного процесса. Лекарственные средства разрешается приносить только тем обучающимся, которым они показаны по медицинским основаниям. 4.12. Не допускается приводить (приносить) с собой в «Школу» домашних и иных животных, птиц, рептилий. 4.13. В «Школе» запрещается: – распивать энергетические, алкогольные, слабоалкогольные, спиртосодержащие напитки и пиво в здании, на территории «Школы»; – играть в азартные игры; – курить табак или употреблять никотинсодержащую продукцию в здании, на территории «Школы»; - употреблять наркотические средства и психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги и другие одурманивающие вещества; – использовать ненормативную лексику (сквернословить); – приходить в «Школу» в одежде, не соответствующей установленным в «Школе» требованиям; – демонстрировать принадлежность к политическим партиям, религиозным течениям, неформальным объединениям, фанатским клубам; – осуществлять пропаганду политических, религиозных идей, а также идей, наносящих вред духовному или физическому здоровью человека; – играть в спортивные игры вне специально отведенных для этого мест (спортивных площадок), за исключением проведения в установленном порядке организованных массовых спортивно-развлекательных мероприятий; – портить имущество «Школы» или использовать его не по назначению, совершать действия, нарушающие чистоту и порядок; – перемещать из помещения в помещение без разрешения администрации или материальноответственных лиц мебель, оборудование и другие материальные ценности; – передвигаться в здании и на территории «Школы» на скутерах, велосипедах, роликовых коньках, досках и других подобных средствах транспортного и спортивного назначения, если это не обусловлено организацией образовательного процесса, культурно-досуговыми мероприятиями; – осуществлять кино-, фото- и видеосъемку и аудиозапись в здании и на территории «Школы» без разрешения администрации; – осуществлять без разрешения администрации предпринимательскую деятельность, в т. ч. торговлю или оказание платных услуг; – кричать, шуметь, звуковоспроизводящей играть аппаратурой на с музыкальных нарушением инструментах, тишины и пользоваться созданием помех осуществлению образовательного процесса без соответствующего разрешения руководства «Школы»; - курнить табак или употреблять никотинсодержащую продукцию, употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства и психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги и другие одурманивающие вещества. 4.14. Запрещается решение психологического насилия; спорных вопросов с помощью физической силы, Запрещается самовольно покидать здание и территорию «Школы». Покидать 4.15. территорию «Школы» во время образовательного процесса возможно только с разрешения классного руководителя или дежурного администратора «Школы». 5. Правила поведения учащихся во время урока 5.1. Обучающиеся занимают свои места в кабинете по согласованию с классным руководителем или учителем по предмету, который компетентен учитывать при размещении детей их физические и психологические особенности. 5.2. Перед началом урока обучающиеся должны подготовить свое рабочее место и все необходимое для работы в классе. При входе учителя в класс обучающиеся встают в знак приветствия и садятся после 5.3. того, как учитель ответит на приветствие и разрешит сесть. 5.4. В случае опоздания на урок без уважительной причины более 5 минут обучающиеся на данный урок не допускаются, по пропущенному материалу выполняют задание. 5.5. Время урока должно использоваться только для учебных целей. Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других посторонними разговорами, играми и иными, не относящимися к уроку, делами. 5.6. По первому требованию учителя (классного руководителя) обучающиеся должны предъявлять дневник. 5.7. При готовности задать вопрос или ответить обучающиеся поднимают руку и получают разрешение учителя. 5.8. Выйти из класса во время урока возможно только с разрешения преподавателя. 5.9. Звонок с урока – это сигнал для учителя. Когда учитель объявит об окончании урока, обучающиеся вправе встать, навести чистоту и порядок на своем рабочем месте, выйти из класса. 5.10. Запрещается во время уроков пользоваться мобильными телефонами и другими техническими устройствами. Следует отключить и убрать все технические устройства (плееры, наушники, гаджеты и пр.), перевести мобильный телефон в бесшумный режим и убрать его со стола. В отдельных случаях использование мобильных телефонов может быть допущено в целях использования в образовательном процессе только с разрешения учителя. В других случаях учитель имеет право изъять электронное устройство до окончания учебного процесса. 6. 6.1. Правила поведения учащихся во время перемены Время, отведенное на перемену, предназначается для отдыха и подготовки к следующему по расписанию занятию. 6.2. Допускаются занятия настольными видами спорта в специально отведенных для этого местах. 6.3. Во время перерывов (перемен) обучающимся запрещается: – шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по коридорам, лестницам, вблизи оконных и лестничных проемов и в других местах, не предназначенных для активного движения; – толкать друг друга, перебрасываться предметами, наносить вред имуществу «Школы», оставлять мусор вне мусорных корзин; – употреблять непристойные выражения, использовать непристойные жесты; – громко слушать музыку из записывающих устройств. 7. 7.1. Правила поведения учащихся в столовой Обучающиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, тщательно моют руки перед едой. 7.2. Обучающиеся выполняют требования работников столовой, дежурного учителя, дежурных по столовой, соблюдают порядок, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд. 7.3. Употреблять продукты питания и напитки, приобретенные в столовой и принесенные с собой, разрешается только в столовой. 7.4. Обучающиеся убирают за собой столовые принадлежности и посуду после еды. 8. 8.1. Правила поведения учащихся во время внеурочных мероприятий Перед проведением мероприятий обучающиеся проходят инструктаж по технике безопасности. 8.2. Во время проведения мероприятия обучающимся следует выполнять все указания руководителя (руководителя группы), соблюдать правила поведения на улице, в общественном транспорте. 8.3. Обучающиеся должны соблюдать дисциплину, следовать установленным маршрутом движения, оставаться в расположении группы, если это определено руководителем. 8.4. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно сообщать руководителю группы об ухудшении здоровья или травме. 8.5. Обучающиеся должны уважать местные традиции, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры. 8.6. Обучающиеся не должны самостоятельно покидать мероприятие. Покинуть мероприятие обучающиеся могут только с разрешения классного руководителя. 9. Правила этикета Обучающиеся должны: – здороваться с работниками и посетителями «Школы»; – проявлять уважение к старшим, заботиться о младших; – уступать дорогу педагогам, мальчики – пропускать вперед девочек, старшие – пропускать вперед младших; – соблюдать вежливые формы общения с окружающими; – не допускать откровенную демонстрацию личных отношений; – не разговаривать громко по телефону. 10. Основания и принципы привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности. Меры дисциплинарного взыскания. 10.1. Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава «Школы», правил внутреннего распорядка учащихся, и иных локальных нормативных актов «Школы» по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. 10.2. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся: – по образовательным программам дошкольного, начального общего образования; – с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости); – во время их болезни, каникул, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. 10.3. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; отчисление из «Школы». 10.4. Принципы дисциплинарной ответственности обучающихся: – неотвратимость дисциплинарного взыскания (ни один дисциплинарный проступок обучающегося не должен быть оставлен без внимания и рассмотрения); – презумпция невиновности (неустранимые сомнения в виновности обучающегося толкуются в его пользу); – виновность (ответственность наступает за дисциплинарные проступки и наступившие последствия, в отношении которых установлена вина обучающегося). За каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания. 10.5. Привлечение обучающегося к дисциплинарной ответственности не освобождает его от обязанностей, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых было наложено дисциплинарное взыскание. 10.6 Высказанное обучающемуся в устной форме предупреждение, замечание или указание на недопущение впредь дисциплинарных проступков не является дисциплинарным взысканием. Применение 10.7. дисциплинарного взыскания не освобождает обучающегося, совершившего дисциплинарный проступок, от иной ответственности в соответствии с законодательством РФ. 10.8. Причиненный в результате дисциплинарного проступка вред возмещается в соответствии с Гражданским кодексом РФ. 10.9. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося как крайняя мера дисциплинарного взыскания применяется к обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Указанная мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание учащегося в «Школе» оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников «Школы», а также нормальное функционирование образовательного учреждения. 10.10. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к нему мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке. 10.11. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении обучающихся – детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. 10.12. Об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания «Школа» информирует орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. 10.13. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из «Школы», не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования. 11. 11.1. Порядок привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется только на основании выявленного дисциплинарного проступка. 11.2. Выявление дисциплинарного проступка осуществляется административными работниками «Школы». 11.3. Основаниями для выявления дисциплинарного проступка являются: – жалоба (сообщение, заявление), поданная руководителю «Школы» от участника образовательного процесса или иных лиц; – заявление (сообщение) самого обучающегося, совершившего дисциплинарный проступок. 11.4. Жалоба, сообщение, заявление признаются допустимыми основаниями к началу выявления дисциплинарного проступка со стороны администрации, если они заявлены устно либо поданы в письменной форме с указанием: – фамилии, имени, отчества лица, подающего жалобу (сообщение, заявление); – фамилии, имени, отчества учащегося, совершившего дисциплинарный проступок и (или); – деяния, содержащего признаки дисциплинарного проступка. 11.5. При выявлении совершенного дисциплинарного проступка и выборе меры дисциплинарного взыскания выясняются следующие обстоятельства: – действительно ли имел место дисциплинарный проступок (факт проступка); – где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен (место, время, способ); – тяжесть дисциплинарного проступка; – виновность в действии (бездействии) конкретных учащихся, форму и степень вины каждого учащегося при совершении проступка несколькими лицами; – каковы последствия проступка; – обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность учащегося; – обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность учащегося; – причины и условия, способствовавшие совершению проступка; – психофизическое и эмоциональное состояние учащегося во время и после совершения проступка; – другие факты, имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дисциплинарного проступка. 11.6. Доказательствами совершения дисциплинарного проступка являются сведения, фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие признаков дисциплинарного проступка, имеющие значение обстоятельства. 11.8. Если проступок обучающегося содержит признаки состава уголовного преступления или административного правонарушения, руководитель «Школы», педагогический работник уведомляет о случившемся сотрудников правоохранительных органов. 11.9. До применения меры дисциплинарного взыскания руководитель «Школы» запрашивает письменное объяснение от обучающегося, представленного к наложению дисциплинарной ответственности. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания. В том случае если обучающийся находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и (или) в состоянии аффекта, получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления и (или) нормализации психологического состояния. 11.10. Наложение дисциплинарного взыскания оформляется приказом руководителя «Школы», который доводится до обучающегося и родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под подпись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия учащегося в «Школе». Отказ обучающегося и (или) родителей несовершеннолетнего обучающегося ознакомиться с приказом под подпись оформляется соответствующим актом. 11.11. Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (дня, когда администрации стало известно о совершении проступка). 11.12. Дисциплинарное взыскание не может быть применено во время болезни либо в период отсутствия обучающегося в «Школе» по уважительной причине (нахождение на лечении, на похоронах родственников или близких лиц, форс-мажор). 11.14. Руководитель «Школы» до истечения года со дня применения меры дисциплинарного взыскания вправе снять ее с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, родителей несовершеннолетнего. 12. Основания и порядок поощрения обучающихся 12.1. Поощрения (в качестве оценки и стимулирования личных достижений обучающихся) устанавливаются за: – учебные достижения, в т. ч. достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах и т.п.; – участие в социально значимых мероприятиях, проектах; (см. Локальный акт об учебном и общественном рейтинге обучающихся НОУ СОШ «Гелиос») 12.2. В «Школе» устанавливаются следующие меры поощрений: – объявление благодарности; – направление благодарственного письма родителям (законным представителям); – награждение почетной грамотой и (или) дипломом; – награждение похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и (или) похвальным листом "За отличные успехи в учении"; – награждение ценным подарком. 12.3. Принятие решения о поощрении осуществляется руководителем НОУ на основании: – представления классного руководителя; – представления педагогического совета; – обращения отдельных работников НОУСОШ «Гелиос»; – обращение органов государственной власти, органов местного самоуправления; – информации СМИ. 12.4. Награждение ценным подарком осуществляется по согласованию с Учредителем НОУ. 13. Способы обеспечения дисциплины и порядка 13.1. Дисциплина и порядок поддерживаются в «Школе» посредством самоконтроля со стороны всех участников образовательного процесса, самоорганизации обучающихся и работников, применением мер дисциплинарного взыскания. 13.2. В целях поддержания порядка, обеспечения прав обучающихся и работников, профилактики и раннего выявления дисциплинарных проступков в «Школе» организуются ежедневные дежурства обучающихся и педагогических работников «Школы». 13.3. Дежурство обучающихся является способом самоорганизации учебного коллектива, формой воспитательной работы. 13.4. При обнаружении дисциплинарного проступка дежурным запрещается самостоятельно принимать какие-либо меры к нарушителям, кроме устного замечания, выраженного в корректной форме. В указанном случае дежурный обучающийся должен поставить в известность о дисциплинарном проступке дежурного учителя и (или) дежурного администратора.