1. Общие положения 1.1. Настоящее положение составлено на основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Основной образовательной программы Негосударственного (частного) общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Гелиос». 1.2. Под проектной деятельностью подразумевается целенаправленно организованная работа творческих групп педагогов и школьников по разрешению одной из актуальных социальных или учебных проблем (или ее аспектов) современной общественной жизни. При этом происходит самостоятельное освоение участниками объединения комплексных научнопрактических знаний и ключевых компетенций и создается интеллектуальный продукт в современной электронной или иной форме, предназначенный для распространения и применения в различных видах деятельности. 1.3. Проектная деятельность учащихся (обучающихся) является одним из методов развивающего (личностно - ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (таких, как постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает школьников к конкретным, жизненно важным проблемам. 1.4. Проектная деятельность одна из форм деятельности для учащихся всех уровней обучения. Проект является неотъемлемой частью учебного процесса, в организации и обеспечении которой участвуют все педагогические структуры школы, и является обязательным для учащихся (обучающихся) НОО, ООО, СОО в соответствии с нормативами основной образовательной программы. 1.5. Обучающиеся разрабатывают и реализуют как учебные, так и социальные проекты, темы которых они выбирают самостоятельно (согласовав их с руководителями проекта) или по предложению педагогов. Руководителем группового проекта может быть педагог или законный представитель обучающегося. 1.6. Проектная деятельность для учителей является одной из форм организации учебной деятельности, развития компетентности, повышения качества образования, демократического стиля общения с детьми. 1.7.Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Выполнение в течение одного учебного года обучающимся средних и старших классов одного индивидуального итогового проекта является обязательным для каждого учащегося (обучающегося), занимающегося по ФГОС. 1.8. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). 1.9.Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. Отметка, полученная обучающимся СОО по итогам публичной защиты с учетом отметок за первое и второе полугодие, вносится в аттестат по предмету «индивидуальный проект». 1.10. Апелляция по итогам защиты не предусмотрена. Если обучающийся хочет изменить отметку по предмету «индивидуальный проект», он может написать заявление на имя директора НОУ СОШ «Гелиос» и представить к защите переработанный вариант индивидуального проекта перед комиссией в том же составе в течение месяца. 1.11. В школе создается фонд проектно-исследовательских работ, которым могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектно- исследовательской деятельностью. 2. Цели и задачи проектной деятельности 2.1. Целью учебного проектирования является: 2.1.1. включение проектной деятельности в современный образовательный процесс школы, демонстрирование учащимся способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; 2.1.2. перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного профессиональным сообществом; 2.1.3. формирование ключевых компетенций, необходимых для жизни и успешной самореализации человека в информационном обществе; 2.1.4. воспитание личности выпускника, способной к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, важнейшими качествами которой являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения; 2.1.5. умение выбирать профессиональный путь, обучаться в течение всей жизни. 2.2. Задачи проектной деятельности: 2.2.1. Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы). 2.2.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать). 2.2.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление. 2.2.4. Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии) 2.2.5. Формирование позитивного отношения к работе, выполнение работы в срок в соответствии с установленным планом и графиком. 2.2.6. Вовлечение в творческое проектирование всех участников образовательного процесса – учителей, учащихся (обучающихся) и их родителей, создание единого творческого коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания современной творческой личности. 2.2.7. Расширение и совершенствование области тематического исследования в проектной деятельности, поиски новых направлений и форм творческого проектирования. 2.2.8. Расширение границ практического использования проектных работ, созданных педагогами и школьниками, укрепление престижа участия в проектной деятельности для школьников. 3. Основные понятия проектной деятельности 3.1. Проект - это форма организации совместной творческой деятельности учителя и обучающегося, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта. 3.2. Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. 3.3.Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям: •видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико - ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно- экономический механизм внедрения); •содержанию: монопредметный (в рамках одной области знания), межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности. • количеству участников: индивидуальный, парный, групповой. 4. Содержание проектной деятельности 4.1. Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем любой сферы жизни современного мирового сообщества – научной, культурной, политической, правовой, социальной. 4.2. Проект должен представлять серьезную (соответствующую возрастной группе автора исследователя) исследовательскую – групповую или индивидуальную работу современного научного уровня. 4.3. Проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, а также может представлять собой небольшое научное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, ее оригинальное, авторское толкование и решение, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы – результат серьезного научного поиска и обобщения. 4.4. Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование каких-либо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы. 4.5. Проект должен иметь практическую направленность, востребованность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности. 4.6. Проектная работа может формироваться из тематических частей, фрагментов, минипроектов, выполненных для конкретных учебных целей и уже успешно использованных по своему назначению. 5. Организация проектной деятельности 5.1. Этапы работы I этап: подготовительный • «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) • Сбор и обработка информации II этап: организация деятельности Разработка собственного варианта решения проблемы: • актуальность и важность данной проблемы; • анализ разнообразной информации; • программа действий; разработка варианта реализации своей программы; III этап: осуществление деятельности Реализация плана действий (проекта) • создание «продукта»; • подготовка к публичной защите. IV этап: презентация проекта Для школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация V этап: рефлексия Самоанализ и самооценка проделанной работы. 5.2. Руководителем проекта может быть преподаватель-предметник образовательного учреждения, являющийся специалистом в теме, выбранной обучающимся. 6. Оформление проектной работы Нумерация страниц Все страницы нумеруются в нижнем правом углу, начиная с листа «Оглавление» с цифры 2. Шрифт реферата 14 Times New Roman, отступы: слева –2,5; справа –1, сверху – 2, снизу – 2, межстрочный интервал – 1,5, обязательна красная строка – отступ 1,25. Правила оформления проектных работ могут корректироваться кураторами проектной деятельности в соответствии с требованиями. (Приложение 1). Название частей проекта выделяется жирным шрифтом Список литературы Деление: 1. Источники (рукописи) 2. Монографии (один автор) 3. Учебная, энциклопедическая литература 4. Периодика (журналы, газеты) 5. Интернет – сайты. Каждая группа – по алфавиту. Объем проекта 8 - 10 стр. без приложений (для обучающихся на уровне НОО), 20-25 стр. (для обучающихся на уровне ООО и СОО). Иллюстративный, табличный, схематический материал может быть включен в основную часть, если является непосредственным пояснением к тексту. Словарь терминов и аббревиатур может быть представлен как отельная часть работы. Структура проекта: Титульный лист Оглавление (содержание) Введение. Содержит обоснование выбора темы (актуальность); например: Данная тема меня интересовала с детства, когда я прочитал(а) произведения Д. Лондона…..съездил с родителями в Крым…..когда в нашем доме появилась собака….. Гипотезу (предположение); например: Могу предположить, что тропическое растение можно вырастить в условиях Среднего Урала…… Мое изобретение поможет сэкономить время для выполнения домашнего задания по математике…. Определяется объект (явление, группа, материальный объект, сфера изучения) и предмет (свойства, функции, качества, признаки объекта) исследования. Цель работы. Задачи для достижения поставленной цели: изучить….. рассмотреть…. придумать… систематизировать…. проанализировать…. сконструировать….. (могут быть иные задачи) Этапы работы (перечисление). Теоретическая и практическая части Содержание теоретической части включает обычно описание изучаемой темы (проблемы). Практическая часть нацелена на подтверждение или опровержение гипотезы, описывает практические этапы работы, создания «продукта» (например: костюма, поделки, растения….рисунка….и т.п.) Заключение содержит личные выводы по проделанной работе. Результат – подтверждение или опровержение гипотезы. 6. Защита проекта Защита проектной работы предполагает: выступление перед комиссией в присутствии родителей -5-7 минут, ответы на вопросы – 3-5 минут. 7. Оценка проекта 7.1. Отметка за проектную деятельность является итоговой для уровня начального общего образования. 7.2. Проектная деятельность в 8 классе является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности в рамках предмета «Технология» и направлена на формирование проектного мышления обучающихся основного общего образования. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося 8 класса. Отметка, полученная обучающимся по итогам публичной защиты, учитывается при выставлении годовой отметки по предмету «Технология» за 8 класс и учитывается при выставлении семестровой отметки педагогом, к предметной области которого относится тема индивидуального проекта. 7.3. Отметка, полученная обучающимся СОО в процессе публичной защиты, является равнозначным элементом итоговой отметки наряду с полугодовыми. Итоговая отметка (как среднее арифметическое) фиксируется в документе об уровне образования установленного образца – аттестате о среднем общем образовании по предмету «индивидуальный проект». 7.4. Итоговая отметка за публичную защиту выставляется по определенным критериям, суммируется и затем переводится в пятибалльную систему. (Приложение 2). Критерии распределены по блокам: 1. отметка за содержание работы 2. отметка за оформление 3. отметка руководителя работы 4. отметка рецензента 5. отметка за выступление. 7.5. Каждый член комиссии заполняет лист критериального оценивания и передает его секретарю, который подводит итог, переводя полученные баллы в отметку. 8. Функции субъектов проектной деятельности 8.1. Руководитель индивидуального проекта должен: совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту; совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации; мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту; оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования; контролировать реализацию обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта. 8.2. Руководитель индивидуального проекта имеет право: требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы; использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы; обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта. 8.3. Обучающийся получает возможность: выбирать направление исследования, тему и руководителя индивидуального образовательного проекта; посещать консультации по созданию индивидуальному образовательного проекта; создать индивидуальный проект; представить (защитить) проект как в рамках НОУ СОШ. «Гелиос», так и за ее пределами. Приложение 1. Оформление и структура проекта 2. Второй лист «Оглавление» 1. Титульный лист РОССИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Гелиос» Название (тема) Проект по (предмет) Исполнитель: Иванов Олег Сергеевич ученик класса Руководитель: ФИО учитель (предмет) (регалии) Оглавление Введение Теоретическая часть. Название Практическая часть. Название Заключение Словарь терминов (если необходим) Список источников информации Приложение (при необходимости): Иллюстрации Таблицы Схемы Портреты Диаграммы Карты Екатеринбург 2022 3 2 Нумерация страниц Все страницы нумеруются в нижнем правом углу, начиная с листа «Оглавление» с цифры 2. Шрифт работы 14 Times New Roman, отступы: слева –2,5; справа –1, сверху – 2, снизу – 2, межстрочный интервал – 1,5, обязательна красная строка – 1,25. Выравнивание по ширине. Название частей проекта, глав, пунктов могут выделяться одинаковым стилем во всей работе. Между заголовком первого или второго уровня и основным текстом работы вставляется пустая строка. Между заголовком третьего уровня и выше и текстом межстрочный интервал 1,5. Список источников информации Деление: 1. Источники (рукописи, нормативно-правовые акты). Пример: Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон № 131-ФЗ. – Москва: Проспект: 2017. – 158 с. 2. Монографии (один автор). Пример: Кузьмина, С. Ф. История русской литературы XX века: Поэзия Серебряного века: учеб. пособие / С. Ф. Кузьмина. – 2-е изд. – Москва: Флинта: Наука, 2009. – 396 с. 3. Учебная, энциклопедическая литература. Пример: Новейший культурологический словарь: термины, биогр. справки, иллюстрации / сост. В. Д. Лихвар, Е. А. Подольская, Д. Е. Погорелый. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 411 с. 4. Периодика (статьи из журналов, газет). Пример: Минкина, В. А. Участие службы информации в рекламной деятельности / В. А. Минкина, Н. В. Рудакова // Справочник информационного работника / ред. Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина. – Санкт-Петербург, 2005. – С. 405– 410. 5. Интернет – сайты Пример: Российская государственная библиотека: официальный сайт. – Москва, 1999. – URL: http://www.rsl.ru (дата обращения: 26.06.2022). Каждая группа – по алфавиту. Списки Списки в тексте работы могут быть: нумерованные (имеет значение порядок следования пунктов); маркированные (порядок следования элементов не важен). Сноски В проекте используются постраничные сноски, новая нумерация на каждой странице. Размер шрифта 10, Times New Roman, межстрочный интервал – 1, без красной строки. При повторном обращении к источнику информации на той же странице пишем: Там же. – с… Объем проекта: 8- 10 стр. (для 4 кл.), 20-25 стр. (для 8, 10 кл.) без приложений. Иллюстративный, табличный, схематический материал может быть включен в основную часть, если является непосредственным пояснением к тексту. Иллюстративный материал должен быть подписан. Пример: Рис. 1. Название (внизу рисунка, выравнивание по центру). Пример: Таблица 1. /Диаграмма 1. Название (сверху, выравнивание по центру). При переносе таблицы на новую страницу необходимо указать наименование столбцов. Обращение в тексте к иллюстративному материалу должно иметь указание. Пример: (приложение 1, таблица 1, диаграмма 1), (рис. 1). Оформление приложений Нумерация страниц сквозная до последнего приложения. Приложение Приложение 1 Таблица/Рисунок. Название Структура проекта: Титульный лист Оглавление (содержание) Введение – Содержит обоснование выбора темы (актуальность); например: Данная тема меня интересовала с детства, когда я прочитал(а) произведения Д. Лондона;…..съездил с родителями в Крым;..когда в нашем доме появилась собака….. Гипотезу (предположение); например: Если создать необходимые условия, то и на Среднем Урале можно вырастить тропическое растение; …… Мое изобретение поможет сэкономить время для выполнения домашнего задания по математике…. Цель работы (она одна!!!): вытекает из темы проекта Объект (сфера, явление, материальный объект, организация, группа…) Предмет (свойства, функции, признаки, качества объекта…) Задачи для достижения поставленной цели: изучить….. рассмотреть…. придумать… систематизировать…. проанализировать…. сконструировать….. (могут быть иные задачи) Этапы работы (перечисление). Методы деятельности (наблюдение, измерение, проведение опытов, сравнение, создание модели…..) Проект должен содержать теоретическую и практическую части. Содержание теоретической части включает обычно описание изучаемой темы (проблемы). Практическая часть нацелена на подтверждение или опровержение гипотезы, описывает практические этапы работы, создания «продукта» (например: костюма, поделки, растения….рисунка….и т.п.) Заключение содержит личные выводы по проделанной работе. Результат – раскрытие темы на основе подтверждения или опровержения гипотезы. Защита проекта Защита исследовательской работы предполагает: выступление перед комиссией в присутствии родителей -5 минут (для 4 кл.), 8-10 мин (для 8, 10 кл.), ответы на вопросы – 3-5 минут. Оценка проекта Отметка за проектную деятельность является итоговой для ступени начального общего образования. Составляющие итоговой отметки утверждаются на методсовете. Обязательные компоненты отметки по блокам 1. Отметка руководителя работы. 2. Отметка за содержание работы (теория и практика, соответствующие заявленной теме и гипотезе). 3. Отметка за оформление. 4. Отметка за выступление, ответы на вопросы во время защиты. 5. Могут быть введены дополнительные компоненты общей отметки, например, оценка рецензента Итоговая оценка предполагает отметочное ранжирование по пятибалльной шкале. Приложение 2. Критерии оценивания проектных работ Содержание (0-5) Актуальность темы. Логичность проблемы, целей, задач, методов решения проблемы Соответствие объекта и предмета исследования теме проекта Соответствие выводов задачам теоретической и практической части Наличие практического, исследовательского, информационного и др. продукта Авторское изложение материала (единый стиль изложения материала) Оформление (0-5) Грамотность письменной речи Наличие основных частей работы Форматирование текста (шрифт, отступы, межстрочные интервалы, заголовки, пунктуация) Оформление сносок и списка литературы в соответствии с требованиями Оформление графического, иллюстративного материала и приложений Оценка руководителя (0-5) Самостоятельность Инициативность Соответствие намеченному плану работы Своевременность сдачи контрольных точек Способность к рефлексии Оценка рецензента (0-5) Содержательность Логичность Сложность (описательность или научность) Оформление Единый авторский стиль Владение техникой выступления (0-5) Логичность изложения тезисов и аргументов Наличие авторских выводов и перспектив Соответствие презентации автореферату Ответы на вопросы Артистизм (предполагает четкость речи, свободное владение техникой пересказа текста автореферата). Если рецензия не предусмотрена, максимальный балл-20 Лист критериального оценивания Критерий Содержание Оформление Оценка руководителя Оценка рецензента Владение техникой выступления Параметры Актуальность темы. Логичность проблемы, целей, задач, методов решения проблемы Соответствие объекта и предмета исследования теме проекта Соответствие выводов теоретической и практической частям Наличие практического, исследовательского, информационного и др. продукта Самостоятельное (авторское) изложение материала (единый стиль изложения материала) Грамотность письменной речи Наличие основных частей работы Форматирование текста (шрифт, отступы, межстрочные интервалы, заголовки, пунктуация) Оформление сносок и списка литературы в соответствии с требованиями Оформление приложений, графического, табличного, иллюстративного и презентационного материала в соответствии с требованиями Самостоятельность Баллы 1 Инициативность Соответствие намеченному плану работы Своевременность «сдачи» контрольных точек Способность к рефлексии Содержательность 1 1 1 1 1 Логичность Сложность (описательность или научность) Оформление Единый авторский стиль Логичность изложения тезисов, аргументов, выводов 1 1 1 1 1 Соответствие презентации автореферату Артистизм, ораторское искусство. Хронометраж выступления Ответы на вопросы 1 1 2 25 Максимальный балл 1 2 1 1 1 1 1 1 1 Перевод баллов в отметки с учетом рецензии 0-4 1 5-10 2 11-16 3 17-22 4 23-25 5 Перевод баллов в отметки без оценки рецензента 0-4 1 5-9 2 10-13 3 14-16 4 17-20 5 Отметочные листы каждым членом комиссии передаются техническому секретарю, который суммирует баллы и переводит в пятибалльную итоговую отметку.