Рабочая программа (с аннотацией) учебного курса Индивидуальный проект СОО 10 класс

Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа "Гелиос"

Аннотация к рабочей программе
учебного курса «Индивидуальный проект»
Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» разработана в соответствии с пунктом 18.2.2 ФГОС СОО и реализуется 1 год в
10 классе.
Рабочая программа разработана учителем Важенина М.А. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию
образовательной деятельности учителем в школе по учебному курсу «Индивидуальный проект».
Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» является частью ООП СОО, определяющей:
- содержание;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества академических часов, отводимых на изучение
каждой темы и возможностью использования Э(Ц)ОР.
Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения и согласована заместителем директора по методической работе
НОУ СОШ «Гелиос».

31.08.2023

Пояснительная записка
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
– формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и
учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования,
индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы
Задачи:
–

сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

–

выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

–

продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения
приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов
или предметных областей;

–

развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации
необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов;

–

мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;

Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
– исследовательское;
– инженерное;
– прикладное;
– бизнес-проектирование;
– информационное;
– социальное;

– игровое;
– творческое.
Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
–

макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;

–

постеры, презентации, альбомы, буклеты, брошюры, книги;

–

реконструкции событий;

–

эссе, рассказы, стихи, рисунки;

–

результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

–

документальные фильмы, мультфильмы;

–

выставки, игры, тематические вечера, концерты;

–

сценарии мероприятий;

–

веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Публичная защита проектов проводится во внеурочное время в соответствии с Положением о проектной деятельности учащихся.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Введение (1 ч.)
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология проектов. Проекты в современном мире.
Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.
Раздел 2. Инициализация проекта (12 ч.)
Инициализация проекта. Конструирование темы и проблемы проекта. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки
продуктов проекта. Критерии оценки исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов.
Методические рекомендации по написанию и оформлению проектов.
Структура проектов.

Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как
на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Базовые процессы разработки проекта и работы,
выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности.
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах. Работа в сети Интернет. Научные документы и
издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники,
библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги.
Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов
Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности (4 ч.)
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление проектов. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные
предпосылки успеха публичного выступления.
Раздел 4. Оформление и завершение проектов (17 ч.)
Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы
представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц,
рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе. Основные
процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии
контроля. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Архив проекта. Составление
архива проекта: электронный вариант. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации средствами учебного предмета основных направлений
воспитательной деятельности. В результате изучения информатики на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка, соблюдение основополагающих норм
информационного права и информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам в виртуальном пространстве;
2) патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики
как науки в жизни современного общества;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе
в сети Интернет;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе основанные на использовании информационных технологий;
5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, в том числе и за счёт соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях информатики и научно-технического прогресса, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационнокоммуникационных технологий;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информатики, достижениям научно-технического
прогресса и общественной практики, за счёт понимания роли информационных ресурсов, информационных процессов и информационных
технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы по информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из

своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения информатики на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, отражённые в универсальных учебных действиях, а именно: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

овладеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления
и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
уметь смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия, аргументированно вести диалог;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять
план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты:
Выпускник получит представления:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной
деятельности;
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;

о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право,
защита авторского права и др.);
о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для
проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры и др.);
Выпускник научится:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
определять предмет, объект, объектную область исследования вид, тип проекта, формулировать проблему исследования и искать новые пути
решения исследовательской проблемы;
грамотно планировать собственную исследовательскую деятельность;
оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники информации, материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения
исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
умело обрабатывать и компилировать информацию из разных источников;
использовать разнообразные методы исследования в проектной деятельности;
осуществлять экспериментальную работу, сопоставлять результаты эксперимента, делать выводы и заключения;
в соответствии с требованиями нормативных документов оформлять проектную работу;
умело презентовать свою проектную работу, грамотно вести научную дискуссию;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности
реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Выпускник получит возможность научиться:

отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности
реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.

Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
10 класс
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Введение
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность»,
«проектная культура». Типология проектов. Проекты в
1.1
современном мире. Цели, задачи проектирования в современном
мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология
проектной деятельности.
Итого по разделу
Раздел 2. Инициализация проекта
Инициализация проекта. Конструирование темы и проблемы
проекта. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки
2.1
и оценки продуктов проекта. Критерии оценки исследовательской
работы. Презентация и защита замыслов проектов.
Методические рекомендации по написанию и оформлению
2.2
проектов. Структура проектов.
Методы исследования: методы эмпирического исследования
(наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы,
используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне
2.3
исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и
дедукция, моделирование и др.); методы теоретического
исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы,
2.4
реферат, аннотация, рецензия.
Логика действий и последовательность шагов при планировании
2.5
индивидуального проекта. Базовые процессы разработки проекта и

Количество
часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

1

1

2

2

1
2

работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет
календарного графика проектной деятельности.
Применение информационных технологий в исследовании, проекте,
курсовых работах. Работа в сети Интернет. Научные документы и
издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с
каталогами.
Энциклопедии,
специализированные
словари,
справочники, библиографические издания, периодическая печать и
2.6
др. Методика работы в музеях, архивах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка
данных исследования. Библиография, справочная литература,
каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных
плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и
систематизация материалов
Итого по разделу
Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление проектов.
3.1
Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов
проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Итого по разделу
Раздел 3. Оформление и завершение проектов
Применение информационных технологий в исследовании и
проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы
представления данных. Компьютерная обработка данных
исследования. Библиография, справочная литература, каталоги.
Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов,
ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация
3.1
материалов по проектной работе. Основные процессы исполнения,
контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг
выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии
контроля. Управление завершением проекта. Корректирование
критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Архив
проекта. Составление архива проекта: электронный вариант.

4

12

4
4

15

Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение
отвечать на незапланированные вопросы. Публичное выступление
на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада.
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

3.2

2
17
34



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.