Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа "Гелиос"
Аннотация к рабочей программе
учебного курса внеурочной деятельности «Подготовка к олимпиадам по математике»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Подготовка к олимпиадам по математике» разработана в соответствии с
пунктом 32.1. ФГОС ООО и реализуется 3 года в 5, 7, 9 классах.
Рабочая программа разработана учителем Воробьевой Е.В. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию
образовательной деятельности учителем в школе по учебному курсу внеурочной деятельности «Подготовка к олимпиадам по математике».
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Подготовка к олимпиадам по математике» является частью ООП ООО,
определяющей:
-содержание;
-планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества академических часов, отводимых на изучение
каждой темы и возможностью использования Э(Ц)ОР.
Рабочая программа согласована с заместителем директора по воспитательной работе НОУ СОШ «Гелиос».
30.08.2023
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Мир чисел
Умножение и деление натуральных чисел. Арифметические действия с натуральными числами. Решение уравнений. Решение текстовых
задач. Четность суммы и произведения. Решение задач. Делители и кратные. Признаки делимости на 2;3;5;9;10;4;11. Простые и составные числа.
Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное. Задачи на проценты.
Круги Эйлера
Решение задач с помощью кругов Эйлера. Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение
величин.
Принцип Дирихле
Доказательство, сравнение. Решение текстовых задач.
Логические задачи
Перебор в логических задачах. Задачи о рыцарях, лжецах и хитрецах.
Геометрические задачи (разрезания)
Разрезание клетчатых фигур, начальные сведения по геометрии.
7, 9 КЛАССЫ
Мир чисел
Умножение и деление рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Решение уравнений. Решение текстовых
задач. Четность суммы и произведения. Решение задач. Делители и кратные. Признаки делимости на 2; 3; 4; 5; 6; 8; 9;10;11;12; 13; 15. Простые и
составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное. Задачи
на числа, задачи на проценты. Решение уравнений с модулем.
Круги Эйлера
Решение задач с помощью кругов Эйлера. Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение
величин.
Принцип Дирихле
Доказательство, сравнение. Решение текстовых задач.
Задачи на переливания и взвешивания
Алгоритм решения задач на переливание. Алгоритм решения задач на взвешивание. Отношения. Пропорции, основное свойство пропорции.
Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Дробные выражения.
Логические задачи
Перебор в логических задачах. Инварианты. Задачи о рыцарях и лгунах.
Геометрические задачи
Разрезание и перекраивание фигур.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ ПО МАТЕМАТИКЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков
и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования
различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем,
связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором
и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками
исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права
на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать
определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства
математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему,
самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку
зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной
форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом
задач презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться,
обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и
координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели,
находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
уметь решать задачи на проценты;
уметь логически мыслить, решать задачи перебором вариантов;
уметь решать задачи с использованием кругов Эйлера;
решать задачи на доказательства, используя принцип Дирихле.
уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);
уметь точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
развивать способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
характеризовать способы решения задач;
ориентироваться среди различных типов олимпиадных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с учетом рабочей прогаммы воспитания
5 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Мир чисел
10
https://vos.olimpiada.ru/?sub=ASC
2
Круги Эйлера
2
http://zaba.ru/
3
Принцип Дирихле
4
http://zaba.ru/
4
Логические задачи
12
https://vos.olimpiada.ru/?sub=ASC
5
Геометрические задачи
6
http://zadachi.mccme.ru
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
7, 9 КЛАССЫ
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
1
Мир чисел
8
https://vos.olimpiada.ru/?sub=ASC
2
Круги Эйлера
2
http://zaba.ru/
3
Принцип Дирихле
4
http://zaba.ru/
4
Задачи на переливание и взвешивание
2
http://zaba.ru/
5
Логические задачи
10
https://vos.olimpiada.ru/?sub=ASC
6
Геометрические задачи
6
http://zadachi.mccme.ru
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34