Рабочая программа (с аннотацией) учебного курса внеурочной деятельности Основные вопросы обществознания

Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа "Гелиос"

Аннотация к рабочей программе
учебного курса внеурочной деятельности «Основные вопросы обществознания»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Основные вопросы обществознания» разработана в соответствии с
пунктом 18.2.2. ФГОС СОО и реализуется 2 года с 10 по 11 класс.
Рабочая программа разработана учителем Брызгаловой Е.Л. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по учебному курсу внеурочной деятельности «Основные вопросы обществознания».
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Основные вопросы обществознания» является частью ООП СОО,
определяющей:
-планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
-содержание;
-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества академических часов, отводимых на
изучение каждой темы и возможностью использования Э(Ц)ОР.
Рабочая программа согласована с заместителем директора по воспитательной работе НОУ СОШ «Гелиос».

31.08.2023

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности является составной частью Основной образовательной программы
среднего общего образования НОУ СОШ «Гелиос». Программа на уровне среднего общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Учебный курса внеурочной деятельности «Основные вопросы обществознания» знакомит обучающихся в 10 - 11 классе с основами
философии, историей религий, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный курса внеурочной деятельности «Основные вопросы обществознания» является интегративным, углубление в некоторые вопросы
философии способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира.
В 10 классе акцент делается на изучении ключевых вопросов философии, истории философии, истории цивилизации. В 11 классе
большое внимание уделяется истории мировых религий. Во втором полугодии –повторяются ключевые темы, раскрывающие сущность
основных сфер общественной жизни.
Введение
Тема: Природа философского знания
Мудрость и знание в духовном освоении действительности. Искусство, религия, философия, наука - формы духовного освоения
действительности и самовыражения человека. Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Философия
как выражение мудрости в рациональных формах. Категории как предмет философского знания и как результат его развития. Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия - исторические формы мировоззрения. Понятийный характер зрелого философ3

ского мышления. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия как внутреннее единство объективнотеоретического, культурно-смыслового и экзистенциально-личностного начала.
Тема: Предмет и формы философского знания. Значение философии.
Предмет и формы философского знания. Понятие объективного и субъективного . Понимание природы бытия в материализме и
идеализме. Основной вопрос философии. Неотделимость проблемы познания от проблемы бытия. Рациональное и внерациональное; рациональное и эмпирическое в философском знании. Онтологичность субъективного и проблема человека, его свободы как предмет философии. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Формы философской рациональности: диалектика, метафизика,
герменевика. Основные разделы философии: онтология, гносеология, социальная философия, философская антропология. История философии как источник философских идей, школа мысли. Соотношение философского и научного знания. Философия как источник полноты
человеческой духовности. Методологическая роль философии.
История философии
Тема: Философия Древнего Востока. Античная философия
Истоки философского мировоззрения в Древней Индии. Веды. Упанишады. Брахман и Атман. Буддизм. Идеалы в философии, религии Древней Индии. Китайская специфика в философии. Даосизм и конфуцианство Проблема человека в традиционных древнекитайских
учениях.
Возникновения и основные этапы развития философии. Периоды развития: сократовский, классический, эллинистическо-римский.
Космоцентризм ранней античной философии. «Единое и многое» как основная проблема греческой философии. Проблема «первоначала»
у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Софисты. Сократ. Философская система Платона. Теория идей. Идеальное государство Платона. Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Человек,
общество, государство в философии Аристотеля. Римское государство и его отношение к культуре. Философия и этика Эпикура, стоиков,
скептиков. Натурфилософия античности.
Тема: От теоцентризма Средневековья к антропоцентризму Возрождения

4

Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии и ее особенности в христианстве. Патристика. Блаженный Августин. Схоластическая философия. Священные тексты как основной источник знания. Схоластическое мышление и его значение в развитии европейского рационализма. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского - вершина схоластики. Проблема человека в схоластической философии. Дуализм души и тела.
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Человек-творец. Антропоцентризм. Достижения науки искусства. Пантеизм и натурофилософское естествознание эпохи Возрождения. Джордано Бруно, Иоганн Кеплер, Николай Коперник, Галилео Галилей, Исаак Ньютон.
Тема: Философия Нового времени.
Эпоха научной революции. Рациоцентризм. Формирование нового типа знания - научно-технического. Проблемы методологии
научного познания. Френсис Бэкон и идея опыта как источника новых знаний о природе. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта как источник целенаправленного построения систематического научного знания. Философское обоснование дедуктивного метода.
Учение о субстанции.
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социальноисторические условия эпохи.
Критическая философия И. Канта. Принципы конструирования предмета опыта как попытка обоснования всеобщего характера
научного знания. Ноумен и феномен в философии Канта. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический
императив как априорный принцип практического разума. Свобода и долг.
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Тождество мышления и бытия в философии Гегеля. Диалектическая логика и саморазвитие понятия. Категории и принципы диалектического мышления.
Антропологический материализм Л.Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии.
Марксистская философия - синтез диалектики и принципа материализма. Критика К.Маркса и Ф.Энгельса гегельянства как идеалистической философской системы. Функции научной философии: мировоззренческая., методологическая. Диалектика как учение о развитии и познании. Философское осмысление проблемы единства мира. Материалистический взгляд на историю человечества Общественное

5

бытие и общественное сознание. Теория общественно-экономической формации. Марксистская теория личности. Человек как субъект исторического развития.
Тема: Русская философия
Специфические особенности русской духовности: исторические и социальные условия ее формирования. Периодизация развития
философской мысли в России. Органическая связь русской философской мысли с наукой, религией, искусством, моралью.
М.В. Ломоносов - первый русский ученый, мыслитель, просветитель.
Западники и славянофилы в русской философии.
Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества.
Этическая и социальная проблематика в произведениях русских писателей (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н.
Толстой и др.).
Становление и развитие отечественной диалектической мысли (Г.В. Плеханов, В.И.Ленин. Философская мысль выдающихся русских ученых материалистов:Д.И. Менделеев, Сеченов, В.И.. Вернадский, И.И.. Мечников, М..Я. Мудров, И.П. Павлов . Русский космизм оригинальное направление в философии (Н.Ф. Федоров, К.Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л.Чижевский). Судьба русской философии
в XX веке.
Тема: Развитие философии в XX веке
Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и
ненависти в качестве бытийных феноменов. Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания. Неопозитивизм и
постпозитивизм. Философское открытие бессознательного.
Основные проблемы философии
Тема: Учение о бытии
Понятие бытия. Признаки бытия. Основные формы бытия: природа (вещи, процессы) духовное( индивидуальное и объективное);
общественное. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Идея Бога в религии и философии.

6

Фундаментальные свойства бытия: единство многого и единого; системность. Принцип системности. Основные атрибуты системы:
элементы, связи, структура. Понятие инобытия. Соотношение бытия и инобытия и его выражение в категории развития. Диалектический
характер бытия. Свойства бытия и их отражение в философских категориях. Понятие диалектики. Категории и законы диалектики. Непосредственное и опосредованное. Качество, количество, мера, общее, особенное, единичное. Причина, следствие, условие, повод. Содержание и форма. Сущность и явление. Вещь, свойство и отношение. Закон и закономерность. Различие и тождество. Единство и симметрия. Понятие диалектического противоречия и диалектического отрицания. Законы диалектики. Диалектика и научная методология.
Материальное единство мира. Основные атрибуты материи (пространство, время) и их свойства. Формы движения материи. Концепции пространства и времени в философии и физике,
Уровни организации материи и их диалектическая взаимосвязь. Современные естественнонаучные представления о строении материи и роль философии в их интерпретации. Единства микромира и «большой»Вселенной - доказательство принципа материального единства мира.
Тема: Человек и его свойства как предмет философии
Специфические особенности человека и их формирование в антропосоциогенезе.
Способность к познанию и деятельности - фундаментальные особенности человека. Духовное и материальное в человеке. Понятие
деятельности. Сознание и его вербальность как следствие предметно-практического характера и как способ его существования.
Понятие социального в человеке. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Необходимость диалектического подхода к проблеме. Внутренняя противоречивость человеческой природы как соотношение индивидуального и надиндивидуального.
Изначальная трагичность и отчужденность бытия. Человек как единство разума и экзистенции, Онтологизация субъективности.
Антропосоциогенез - процесс формирования человека из животного. Основные этапы антропосоциогенеза. Становление сознания и
социальных свойств человека как процесс разрешения диалектической противоречивости биологического в человеке. Проблема биологического начала в человеке и его влияние на социальные процессы.
Сознательное и бессознательное в природе человека. От понятия «души» к понятию «сознание». Религиозные представления о душе. Душа и глубинный внутренний мир личности. Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как субстанция. Созна-

7

ние как отражение бытия. Основные структурные компоненты сознания: ощущения, восприятие э представление, идеалы, мотивы, память,
эмоции,, воля. Мышление и его виды. Функциональная асимметрия мозга и мышление.
Сознание и самосознание. Рефлексия. Мозг и психихика. Невербальность бессознательного. Подсознание и интуиция. Структура
подсознания. Диалектика сознательного и бессознательного в человеке, отражение индивидуального и надиндивидуального, биологического и социального. З.Фрейд. К.Юнг. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.
Теория познания. Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания, многоообразие форм познания. Проблема субъективности и объективности в познании. Понятие «знания». Преднаучные, вненаучные и научные формы знания. Знание и
мнение. Вера и убеждение. Знание, познание и язык. Абсолютности и относительности в познании.
Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание. Этапы познания. Понимание и объяснение как формы познания. Познание как
отношение. Субъект и объект познания. Познание как онтология субъекта: проблема внешней реальности и возможности познания.
Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины.
Научное знание. Формы научного знания: эмпирические и теоретическое. Методы теоретического познания: индукция, дедукция,
анализ, синтез, классификация, обобщение, идеализация.
Тема: Философия общества.
Целостность и системность социальной реальности.
Структура общества. Соотношение общества и индивида. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка. Этносы и этногенез. Нация - новоевропейская форма этнической общности. Понятие общественно-экономической формации и способа производства.
Философия истории. Социальное время и его необратимость. Формы, закономерности и направленности социального времени. Этапы развития общества: традиционное общество, «неолитическая машинная революция, компьютерная революция». Проблема исторического прогресса. Духовная жизнь общества. Формы общественного сознания. Религиозное, нравственное, политическое. Понятие культуры. Человек как творец и творение культуры. Ноосфера. Глобальные проблемы современности. Философские аспекты будущего цивилизации.
Религия
Тема: История мировых религий
8

Религии Древнего мира. Для чего нужно изучать историю мировых религий? Понятие «религия». Термины религиоведения.
Конституция РФ о свободе совести. Верования первобытных людей: тотемизм, фетишизм, анимизм. Магия и первобытное искусство. Религия, воплощенная в камне. Шаманизм. Религия Древнего Египта. Религия Месопотамии. Религия Древней Греции. Религия
Древнего Рима. Верования древних славян. Религия древних германцев и кельтов. Религия майя, ацтеков и инков. Религии Дальнего Востока, Индии и Ирана. Религия Древнего Ирана (зороастризм). Религии народов Китая. Религия Японии. Религии народов Индии. Буддизм - мировая религия.
Основные этапы становления буддизма. Направления буддизма. Храмы и обряды буддизма. Буддизм и культура. Иудаизм - первая
монотеистическая религия. Древнееврейская религия. История становления иудаизма. Религиозные обычаи и ритуалы иудаизма. Иудаизм
различных направлений в мире и в современной России. Раннее христианство.
Исторические условия и идейно-духовные источники возникновения христианства. Основные исторические источники о жизни и
учении Иисуса Христа. Развитие христианского богословия, возникновение монашества. Древние восточные церкви. Разделение церквей.
Православие. Византийское православие. Православное вероучение и богослужение. История русской православной церкви. Почитаемые
русские святые. Русское духовенство. Православные монастыри. Христианские традиции в русском искусстве. Влияние православия на
становление русской цивилизации. Католичество. Особенности католического вероучения и богослужения. Католическая церковь в разные исторические периоды. Католическая церковь и культура. Католицизм в современном мире. Протестантизм. Реформация и Контрреформация. Направления протестантизма. Протестантизм в современном мире.
Ислам. Вероучение и культ ислама. Основные направления ислама. Мусульманская культура. Ислам в России. Религии в современном мире. Место религии в современной духовной культуре. Возникновение новых религиозно-мистических движений и культов, их вероучение.
Сферы общественной жизни
Тема: Экономика, экономическая наука.
Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы,
влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции
9

рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды,
причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и
бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность 14 и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.
Тема: Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.
Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов.
Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции
развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Тема: Политика
10

Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее
структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем:
мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая
элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки,
типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности
политического процесса в России.
Тема: Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное
и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство
15 в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его
защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационноправовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности
11

административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.
Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база
противодействия терроризму в Российской Федерации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты программы на уровне среднего общего образования отражают готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения обществознания на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, уважение ценностей
иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
12

2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
13

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом
совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем
выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
14

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально
и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования у обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
15

самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и
процессов, определять критерии типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах, прогнозировать возможные пути
разрешения противоречий;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и возможных рисков;
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие её целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебно-познавательных, жизненных проблем, при выполнении социальных проектов.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая специфические методы социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
16

анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение
в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать
приобретённый опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук, учебных и внеучебных источников информации;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные
решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая статистические данные, графики, таблицы;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления, в том числе полученной из интернетисточников, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

17

Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять интерес к социальной проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
18

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебно-исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 10 класса обучающийся будет:
владеть знаниями основ философии, социальной психологии, экономической науки, включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной действительности; объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного подхода к изучению социальных явлений и
процессов, знать ключевые темы, исследуемые этими науками, в том числе таких вопросов, как системность общества, разнообразие его
19

связей с природой, единство и многообразие в общественном развитии, факторы и механизмы социальной динамики, роль человека как
субъекта общественных отношений, виды и формы познавательной деятельности; общественная природа личности, роль общения и
средств коммуникации формировании социально-психологических качеств личности; природа межличностных конфликтов и пути их
разрешения; экономика как объект изучения экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики, экономическая эффективность, типы экономических систем, экономические функции государства, факторы и показатели экономического роста, экономические циклы, рыночное ценообразование, экономическое содержание собственности, финансовая система и финансовая политика государства;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностно-нормативной основе их деятельности, основных
функциях, многообразии социальных институтов, их взаимосвязи и взаимовлиянии, изменении их состава и функций в процессе общественного развития, политике Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие социальных институтов российского общества, в том числе поддержку конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, внешней торговли, налоговой системы,
финансовых рынков;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений, включая типологизацию, социологические опросы, социальное прогнозирование, доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы обоснования истины; методы социальной психологии, включая анкетирование, интервью, метод экспертных оценок, анализ документов для принятия обоснованных решений, планирования и достижения познавательных
и практических целей, включая решения о создании и использовании сбережений, инвестиций, способах безопасного использования финансовых услуг, выборе будущей профессионально-трудовой сферы, о возможностях применения знаний основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности;
уметь классифицировать и типологизировать: социальные институты, типы обществ, формы общественного сознания, виды деятельности, виды потребностей, формы познания, уровни и методы научного знания, формы культуры, типы мировоззрения; типы социальных отношений, виды социальных групп, разновидности социальных конфликтов и способы их разрешения, типы рыночных структур,
современные финансовые технологии, методы антимонопольного регулирования экономики, виды предпринимательской деятельности,
показатели деятельности фирмы, финансовые институты, факторы производства и факторные доходы;
20

уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении ведущих тенденций развития российского общества, проявлений общественного прогресса, противоречивости глобализации, относительности истины, характера
воздействия средств массовой информации на сознание в условиях цифровизации, формирования установок и стереотипов массового сознания, распределения ролей в малых группах, влияния групп на поведение людей, особенностей общения в информационном обществе,
причин возникновения межличностных конфликтов, экономической свободы и социальной ответственности субъектов экономики, эффективности мер поддержки малого и среднего бизнеса, причинах несовершенства рыночной экономики, путей достижения социальной
справедливости в условиях рыночной экономики;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научно-публицистического
характера, ранжировать источники социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить с опорой на полученные из различных источников знания учебно-исследовательскую и проектную работу по философской, социально-психологической и экономической проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ; владеть навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях; уметь анализировать и оценивать собственный
социальный опыт, включая опыт самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, теоретическими положениями разделов «Основы философии», «Основы социальной психологии», «Основы экономической науки», включая положения о влиянии массовых коммуникаций на развитие человека и
общества, способах манипуляции общественным мнением, распространённых ошибках в рассуждениях при ведении дискуссии, различении достоверных и недостоверных сведений при работе с социальной информацией, возможностях оценки поведения с использованием
нравственных категорий, выборе рациональных способов поведения людей в экономике в условиях ограниченных ресурсов, особенностях профессиональной деятельности в экономической сфере, практике поведения на основе этики предпринимательства, о способах защиты своих экономических прав и интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного поведения при пользовании финансовыми
услугами и современными финансовыми технологиями, особенностях труда молодёжи в условиях конкуренции на рынке труда;
21

уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы,
составлять документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов «Основы философии»,
«Основы социальной психологии», «Основы экономической науки»;
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки,
включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в
направлениях профессиональной деятельности, связанных с философией, социальной психологией и экономической наукой.
К концу 11 класса обучающийся будет:
владеть знаниями основ социологии, политологии, правоведения, включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной действительности;
объяснять взаимосвязь социальных наук, необходимости комплексного подхода к изучению социальных явлений и процессов, знания
ключевых тем, исследуемых этими науками, в том числе такие вопросы, как социальная структура и социальная стратификация, социальная мобильность в современном обществе, статусно-ролевая теория личности, семья и её социальная поддержка, нация как этническая и
гражданская общность, девиантное поведение и социальный контроль, динамика и особенности политического процесса, субъекты политики, государство в политической системе общества, факторы политической социализации, функции государственного управления, взаимосвязь права и государства, признаки и виды правоотношений, отрасли права и их институты, основы конституционного строя России,
конституционно-правовой статус высших органов власти в Российской Федерации, основы деятельности правоохранительных органов и
местного самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностно-нормативной основе их деятельности, основных
функциях, многообразии социальных институтов, включая семью, образование, религию, институты в сфере массовых коммуникаций, в
том числе средства массовой информации, институты социальной стратификации, базовые политические институты, включая государство и институты государственной власти: институт главы государства, законодательной и исполнительной власти, судопроизводства и
22

охраны правопорядка, государственного управления, институты всеобщего избирательного права, политических партий и общественных
организаций, представительства социальных интересов, в том числе об институте Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации, институты права, включая непосредственно право как социальный институт, институты гражданства, брака, материнства, отцовства и детства, наследования; о взаимосвязи и взаимовлиянии различных социальных институтов, об изменении их состава и функций
в процессе общественного развития, о политике Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие социальных институтов
российского общества; о способах и элементах социального контроля, о типах и способах разрешения социальных конфликтов, о конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений, включая методы: социологии, такие как социологический опрос, социологическое наблюдение,
анализ

документов

и

социологический

эксперимент;

политологии,

такие

как

нормативно-ценностный

подход,

структур-

но-функциональный анализ, системный, институциональный, социально-психологический подход; правоведения, такие как формальноюридический, сравнительно-правовой для принятия обоснованных решений в различных областях жизнедеятельности, планирования и
достижения познавательных и практических целей, в том числе в будущем при осуществлении социальной роли участника различных социальных групп, избирателя, участии в политической коммуникации, в деятельности политических партий и общественно-политических
движений, в противодействии политическому экстремизму, при осуществлении профессионального выбора;
уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы, разновидности социальных конфликтов, виды социального контроля; виды политических отношений, формы государства, типы политических режимов, формы правления и государственнотерриториального устройства, виды политических институтов, типы политических партий, виды политических идеологий, типы политического поведения; виды правовых норм, источники права, отрасли права, виды правоотношений, виды правонарушений, виды юридической ответственности;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении миграционных процессов и
их особенностей, проблемы социального неравенства, путей сохранения традиционных семейных ценностей, способов разрешения социальных конфликтов, причин отклоняющегося поведения, деятельность политических институтов, роль политических партий и обще23

ственных организаций в современном обществе, роль средств массовой информации в формировании политической культуры личности,
трансформация традиционных политических идеологий, деятельность правовых институтов, соотношение права и закона;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научно-публицистического
характера, выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей, ранжировать источники социальной информации по целям
распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить с опорой на полученные из различных источников знания учебно-исследовательскую, проектно-исследовательскую и другую творческую работу по социальной, политической, правовой проблематике:
определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ, владеть навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях;
уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания и самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, выполнения социальных ролей, использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, в том числе связанных с изучением социальных групп, социального взаимодействия, деятельности социальных институтов (семья, образование, средства массовой информации, религия), с деятельностью различных политических институтов современного
общества, политической социализацией и политическим поведением личности, её политическим выбором и политическим участием, действиями субъектов политики в политическом процессе, деятельностью участников правоотношений в отраслевом многообразии, осознанным выбором правомерных моделей поведения;
уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения разделов «Основы социологии», «Основы политологии», «Основы правоведения», включая положения об
этнических отношениях и этническом многообразии современного мира, молодёжи как социальной группе, изменении социальных ролей
в семье, системе образования Российской Федерации и тенденциях его развития, средствах массовой информации, мировых и национальных религиях, политике как общественном явлении, структуре, ресурсах, функциях и легитимности политической власти, политических
нормах и ценностях, политических конфликтах и путях их урегулирования, выборах в демократическом обществе, о политической психологии и политическом сознании, влиянии средств массовой коммуникации на политическое сознание, о защите прав человека, сделках,
обязательствах, основаниях наследования, правах на результаты интеллектуальной деятельности, особенностях правового регулирования
24

труда несовершеннолетних в Российской Федерации, о причинах преступности, необходимой обороне и крайней необходимости, стадиях
гражданского и уголовного процесса, развитии правовой культуры;
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять
документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов «Основы социологии», «Основы политологии», «Основы правоведения»;
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки,
включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в
направлениях профессионального образования, связанных с социально-гуманитарной подготовкой и особенностями профессиональной
деятельности социолога, политолога, юриста.

25

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
10 класс (68 часов)
№

Содержание

Количество часов

1

Введение в философию

1

2

Природа философского знания

5

3

Предмет и формы философского знания. Значение философии.

8

4

24

5

История философии
Философия Древнего Востока. Античная философия
От теоцентризма Средневековья к антропоцентризму Возрождения

6

Философия Нового времени.

7

Русская философия

8

Развитие философии в XX веке

9

Основные проблемы философии

10

10

Человек и его свойства как предмет философии

9

11

Философия общества.

11

12

Итоговое повторение

2

11 класс (68часов)
№

Содержание

Количество часов

1

История мировых религий

20

2

Экономическая жизнь общества.

20

3

Социальная сфера

8
26

4

Политическая жизнь общества

10

5

Правовое регулирование

10

6

Итоговое повторение

2

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».