Рабочая программа (с аннотацией) учебного курса внеурочной деятельности Решение задач повышенной сложности по физике

Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа "Гелиос"

Аннотация к рабочей программе
учебного курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности по физике»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности по физике» разработана в соответствии
с пунктом 18.2.2. ФГОС СОО и реализуется 2 года с 10 по 11 класс.
Рабочая программа разработана учителем Бранштейн Н.В. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию
образовательной деятельности учителем в школе по учебному курсу внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности по физике».
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности по физике» является частью ООП СОО,
определяющей:
-планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
-содержание;
-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества академических часов, отводимых на изучение
каждой темы и возможностью использования Э(Ц)ОР.
Рабочая программа согласована с заместителем директора по воспитательной работе НОУ СОШ «Гелиос».

31.08.2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Решение задач по физике повышенной сложности» разработана на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания и концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные образовательные программы.
Содержание программы учебного курса внеурочной деятельности «Решение задач по физике повышенной сложности» направлено на
формирование естественно-научной картины мира обучающихся 10 классов при обучении их физике на базовом уровне на основе системнодеятельностного подхода. Программа соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным
результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с естественно-научными учебными
предметами. В ней определяются основные цели изучения физики на уровне среднего общего образования, планируемые результаты освоения курса
физики: личностные, метапредметные, предметные (на базовом уровне).
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Решение задач по физике повышенной сложности» включает:


планируемые результаты освоения курса физики на базовом уровне;



освоение способов решения различных задач с явно заданной физической моделью, задач, подразумевающих самостоятельное

создание физической модели, адекватной условиям задачи.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Физика и методы научного познания

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
Эксперимент в физике.
Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы и теории. Границы применимости физических
законов. Принцип соответствия.
Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
Раздел 2. Механика
Тема 1. Кинематика
Механическое движение. Относительность механического движения. Система отсчёта. Траектория.
Перемещение, скорость (средняя скорость, мгновенная скорость) и ускорение материальной точки, их проекции на оси системы координат.
Сложение перемещений и сложение скоростей.
Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости координат, скорости, ускорения, пути и перемещения
материальной точки от времени.
Свободное падение. Ускорение свободного падения.
Криволинейное движение. Движение материальной точки по окружности с постоянной по модулю скоростью. Угловая скорость, линейная
скорость. Период и частота обращения. Центростремительное ускорение.
Тема 2. Динамика
Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта.
Масса тела. Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона для материальной точки. Третий закон Ньютона для материальных
точек.
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Первая космическая скорость.
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

Трение. Виды трения (покоя, скольжения, качения). Сила трения. Сухое трение. Сила трения скольжения и сила трения покоя. Коэффициент
трения. Сила сопротивления при движении тела в жидкости или газе.
Поступательное и вращательное движение абсолютно твёрдого тела.
Момент силы относительно оси вращения. Плечо силы. Условия равновесия твёрдого тела.
Технические устройства и практическое применение: подшипники, движение искусственных спутников.
Тема 3. Законы сохранения в механике
Импульс материальной точки (тела), системы материальных точек. Импульс силы и изменение импульса тела. Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Работа силы. Мощность силы.
Кинетическая энергия материальной точки. Теорема об изменении кинетической энергии.
Потенциальная энергия. Потенциальная энергия упруго деформированной пружины. Потенциальная энергия тела вблизи поверхности Земли.
Потенциальные и непотенциальные силы. Связь работы непотенциальных сил с изменением механической энергии системы тел. Закон
сохранения механической энергии.
Упругие и неупругие столкновения.
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 1. Основы молекулярно-кинетической теории
Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Броуновское движение. Диффузия. Характер движения
и взаимодействия частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Масса
и размеры молекул. Количество вещества. Постоянная Авогадро.
Тепловое равновесие. Температура и её измерение. Шкала температур Цельсия.
Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Абсолютная температура как мера средней
кинетической энергии теплового движения частиц газа. Шкала температур Кельвина. Газовые законы. Уравнение Менделеева–Клапейрона. Закон

Дальтона. Изопроцессы в идеальном газе с постоянным количеством вещества. Графическое представление изопроцессов: изотерма, изохора,
изобара.
Технические устройства и практическое применение: термометр, барометр.
Тема 2. Основы термодинамики
Термодинамическая система. Внутренняя энергия термодинамической системы и способы её изменения. Количество теплоты и работа.
Внутренняя энергия одноатомного идеального газа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Удельная теплоёмкость
вещества. Количество теплоты при теплопередаче.
Понятие об адиабатном процессе. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Графическая
интерпретация работы газа.
Второй закон термодинамики. Необратимость процессов в природе.
Тепловые машины. Принципы действия тепловых машин. Преобразования энергии в тепловых машинах. Коэффициент полезного действия
тепловой машины. Цикл Карно и его коэффициент полезного действия. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Технические устройства и практическое применение: двигатель внутреннего сгорания, бытовой холодильник, кондиционер.
Тема 3. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы
Парообразование и конденсация. Испарение и кипение. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Насыщенный пар. Удельная
теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от давления.
Твёрдое тело. Кристаллические и аморфные тела. Анизотропия свойств кристаллов. Жидкие кристаллы. Современные материалы. Плавление
и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Сублимация.
Уравнение теплового баланса.
Технические устройства и практическое применение: гигрометр и психрометр, калориметр, технологии получения современных материалов,
в том числе наноматериалов, и нанотехнологии.
Раздел 4. Электродинамика
Тема 1. Электростатика

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон сохранения
электрического заряда.
Взаимодействие зарядов. Закон Кулона. Точечный электрический заряд. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип
суперпозиции электрических полей. Линии напряжённости электрического поля.
Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.
Диэлектрическая проницаемость.
Электроёмкость. Конденсатор. Электроёмкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.
Технические устройства и практическое применение: электроскоп, электрометр, электростатическая защита, заземление электроприборов,
конденсатор, копировальный аппарат, струйный принтер.
Тема 2. Постоянный электрический ток. Токи в различных средах
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники тока. Сила тока. Постоянный ток.
Напряжение. Закон Ома для участка цепи.
Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление вещества. Последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников.
Работа электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Мощность электрического тока.
Электродвижущая сила и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной (замкнутой) электрической цепи. Короткое
замыкание.
Электронная проводимость твёрдых металлов. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.
Электрический ток в вакууме. Свойства электронных пучков.
Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Свойства p–n-перехода. Полупроводниковые приборы.
Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Электролитическая диссоциация. Электролиз.
Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряд. Молния. Плазма.
Технические устройства и практическое применение: амперметр, вольтметр, реостат, источники тока, электронагревательные приборы,
электроосветительные приборы, термометр сопротивления, вакуумный диод, термисторы и фоторезисторы, полупроводниковый диод, гальваника.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Освоение учебного курса внеурочной деятельности «Решение задач по физике повышенной сложности»

должно обеспечить

достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Физика» должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной
организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма;
ценностное отношение к государственным символам, достижениям российских учёных в области физики и техники;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе
в деятельности учёного;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке;
5) трудового воспитания:
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию в области физики на протяжении всей жизни;
6) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний по физике;
7) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития физической науки;
осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической науки;
владеть способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения задач физического содержания, применению различных
методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области физики;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения информации физического содержания из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты физического содержания в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять общение на уроках физики и во внеурочной деятельности;

развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи;
самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач, план выполнения практической работы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений.
способствовать формированию и проявлению эрудиции в области физики, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники
и технологий, в практической деятельности людей;
учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта, абсолютно твёрдое
тело, идеальный газ, модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел, точечный электрический заряд при решении физических задач;

распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе законов механики, молекулярно-кинетической теории строения
вещества и электродинамики: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твёрдых тел, изменение объёма тел при нагревании
(охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, повышение давления газа
при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах, электризация тел, взаимодействие зарядов;
описывать механическое движение, используя физические величины: координата, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса тела, сила,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность; при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами;
описывать изученные тепловые свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: давление газа, температура, средняя
кинетическая энергия хаотического движения молекул, среднеквадратичная скорость молекул, количество теплоты, внутренняя энергия, работа
газа, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинам;
описывать изученные электрические свойства вещества и электрические явления (процессы), используя физические величины:
электрический заряд, электрическое поле, напряжённость поля, потенциал, разность потенциалов; при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения и единицы; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы: закон всемирного тяготения, I, II и III законы
Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправия инерциальных
систем отсчёта, молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, связь средней кинетической энергии теплового движения
молекул с абсолютной температурой, первый закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, при этом различать
словесную формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы, области) применимости;
объяснять основные принципы действия машин, приборов и технических устройств; различать условия их безопасного использования в
повседневной жизни;

выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с использованием прямых и косвенных измерений, при этом
формулировать проблему/задачу и гипотезу учебного эксперимента, собирать установку из предложенного оборудования, проводить опыт и
формулировать выводы;
осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать
известные методы оценки погрешностей измерений;
исследовать зависимости между физическими величинами с использованием прямых измерений, при этом конструировать установку,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента, учебно-исследовательской и
проектной деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования;
решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи
выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность
полученного значения физической величины;
решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы,
закономерности и физические явления;
использовать при решении учебных задач современные информационные технологии для поиска, структурирования, интерпретации и
представления учебной и научно-популярной информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую
информацию;
приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в
развитие техники и технологий;
использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять обязанности и
планировать деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой
проблемы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с учетом рабочей программы воспитания
10 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Раздел 1. ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1.1
Физика и методы научного познания
2
Итого по разделу
2
Раздел 2. МЕХАНИКА
2.1
Кинематика
5
2.2
Динамика
7
2.3
Законы сохранения в механике
6
Итого по разделу
18
Раздел 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА
Основы молекулярно-кинетической
3.1
9
теории
3.2
Основы термодинамики
10
Агрегатные состояния вещества.
3.3
5
Фазовые переходы
Итого по разделу
24
Раздел 4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
4.1
Электростатика
10
Постоянный электрический ток. Токи
4.2
12
в различных средах
Итого по разделу
22
Резервное время
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bf72

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bf72
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bf72
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bf72

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bf72
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bf72
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bf72

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bf72
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bf72



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.