1 СОДЕРЖАНИЕ Рабочая Программа воспитания 1. Пояснительная записка. 2. Целевой раздел рабочей Программы воспитания 2.1. Цели и задачи воспитания 2.2. Направления воспитания 2.2.1. Патриотическое направление воспитания 2.2.2. Духовно–нравственное направление воспитания 2.2.3. Социальное направление воспитания 2.2.4. Познавательное направление воспитания 2.2.5. Физическое и оздоровительное направление воспитания 2.2.6. Трудовое направление воспитания 2.2.7. Эстетическое направление воспитания 2.3. Целевые ориентиры воспитания 3. Содержательный раздел рабочей Программы воспитания 3.1. Уклад НОУ СОШ «Гелиос» ДО 3.1.1. Воспитывающая среда образовательной организации 3.1.2. Общности образовательной организации 3.1.3. Задачи воспитания в образовательных областях 3.2. Формы совместной деятельности в образовательной организации 3.2.1. Работа с родителями (законными представителями) 3.2.2. События образовательной организации 3.2.3. Совместная деятельность в образовательных ситуациях 3.2.4. Организация предметно-пространственной среды 3.2.5. Социальное партнерство 4. Организационный раздел рабочей Программы воспитания 4.1. Организация предметно-пространственной среды 4.2. Материально-техническое обеспечение Программы 4.3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса 4.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы ПРИЛОЖЕНИЕ. Календарный план воспитательной работы. 3 3 3 3 3 4 4 5 5 5 5 6 9 9 10 11 12 14 14 14 15 16 16 17 20 22 23 24 26 2 Рабочая Программа воспитания 1. Пояснительная записка Соответствует п. 29 ФОП ДО http://gelios66.ru/sveden/eduStandarts. ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Программа воспитания ДОО осуществляет социальное партнерство с другими организациями. 2. Целевой раздел рабочей программы воспитания 2.1. Цели и задачи воспитания Общая цель воспитания в НОУ СОШ «Гелиос» ДО – личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: 1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; 2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; 3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами. Общие задачи воспитания в НОУ СОШ «Гелиос» ДО: 1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; 3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; 4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей. 2.2. Направления воспитания 2.2.1. Патриотическое направление воспитания 1) Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. 2) Ценности – Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных 3 качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу. 3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. 4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем – на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом). 2.2.2. Духовно–нравственное направление воспитания 1) Цель духовно–нравственного направления воспитания – формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуальноответственному поведению. 2) Ценности – жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно–нравственного направления воспитания. 3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах. 2.2.3. Социальное направление воспитания 1) Цель социального направления воспитания – формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. 2) Ценности – семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. 3) В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. 4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в 4 соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения. 2.2.4. Познавательное направление воспитания 1) Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания. 2) Ценность – познание лежит в основе познавательного направления воспитания. 3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка. 4) Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. 2.2.5. Физическое и оздоровительное направление воспитания 1) Цель физического и оздоровительного воспитания – формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. 2) Ценности – жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания. 3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека. 2.2.6. Трудовое направление воспитания 1) Цель трудового воспитания – формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду. 2) Ценность – труд лежит в основе трудового направления воспитания. 3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия. 2.2.7. Эстетическое направление воспитания 5 1) Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте. 2) Ценности – культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания. 3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса. 2.3. Целевые ориентиры воспитания 1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребенка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. 2) В соответствии с ФГОС дошкольного образования оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам) Направление воспитания Ценности Целевые ориентиры Патриотическое Родина, природа Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому. Духовнонравственное Жизнь, милосердие, добро Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий сочувствие, доброту. Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. 6 Познавательное Познание Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности. Физическое и оздоровительное Здоровье, жизнь Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления здоровья – физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Трудовое Труд Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое). Эстетическое Культура и красота Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и другое). Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения Программы ДОО Направления воспитания Патриотическое Ценности Родина, природа Целевые ориентиры Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране – России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. 7 Духовно– нравственное Жизнь, милосердие, добро Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Познавательное Познание Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей. Физическое и оздоровительное Здоровье, жизнь Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья – занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. 8 Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха. Трудовое Труд Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Эстетическое Культура и красота Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. 3. Содержательный раздел рабочей программы воспитания 3.1. Уклад НОУ СОШ «Гелиос» ДО Уклад, в качестве установившегося порядка жизни НОУ СОШ «Гелиос» ДО, определяет мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования. Это необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания. Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений: заведующего, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения НОУ СОШ «Гелиос» ДО. Основные характеристики НОУ СОШ «Гелиос» ДО Цель и смысл деятельности детского сада, его миссия Принципы жизни и воспитания в детском саду Реализация Программы ДОО в соответствии с целями, задачами и принципами законодательства РФ в сфере образования. Принципы жизни и воспитания строятся в соответствии с локальными нормативными актами НОУ СОШ «Гелиос» ДО и законодательством РФ. Образ детского сада, особенности, символика, внешний имидж Есть эмблема НОУ СОШ «Гелиос» ДО, изображаемая на бланках писем, при входе в здание и других местах по усмотрению заведующего. Отношения к воспитанникам, их родителям (законным Культура поведения воспитателя – основополагающая часть уклада. Педагог всегда выходит навстречу родителям и 9 представителям), сотрудникам и партнерам приветствует родителей и детей первым. Улыбка – обязательная часть приветствия. Педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки. Тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение. голоса. Придерживается внешнего вида, соответствующего общепринятому деловому стилю. Ключевые правила детского сада Относится друг к другу с уважением и уметь слышать потребности других. Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в детском саду Традиционным является проведение: Особенности РППС, отражающие образ и ценности детского сада Оформлен патриотический уголок, где представлена символика Свердловской области, города Екатеринбурга и детского сада. Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда детского сада общественно–политических праздников («День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства»); сезонных праздников («Праздник осени», «Новый год», «Масленица»); тематических мероприятий («День Здоровья», «День открытых дверей», «Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Театральная неделя» «Выпускной бал», «День рождения садика»); социальных и экологических акций («Открытка для ветерана», «Бессмертный полк», «Чистые дорожки», «Кормушка для птиц», «Встреча с интересными людьми»). Детский сад расположен в восточной части города Екатеринбурга. Где имеются спортивные комплексы, площадки, лесопарковая зона. Вблизи расположены общеобразовательная гимназия 99, школа 47, детская музыкальная школа №5, детская библиотека №17, сквер Дружбы народов Урала, парк Победы. 3.1.1. Воспитывающая среда образовательной организации Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к 10 традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее содержательная насыщенность и структурированность. Воспитательная среда тесно связана с РППС и педагогическим коллективом НОУ СОШ «Гелиос». Они определяют: условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям, себе; условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с традиционными ценностями российского общества; условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское сообщество. 3.1.2. Общности образовательной организации Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности. В НОУ СОШ «Гелиос» ДО следует выделить следующие общности: педагог – дети, родители (законные представители) – ребенок (дети), педагог – родители (законные представители). Ценности и цели профессионального сообщества, профессионально-родительского сообщества и детско-взрослой общности: быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения; побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей Профессионально-родительская общность включает работников НОУ СОШ «Гелиос» ДО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие 11 ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в детском саду. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в детском саду. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Субъектом воспитания и развития детей дошкольного возраста является детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей. В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. 3.1.3. Задачи воспитания в образовательных областях Для проектирования содержания воспитательной работы необходимо соотнести направления воспитания и образовательные области. Содержание рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО: образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» соотносится с патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым направлениями воспитания; образовательная область «Познавательное развитие» соотносится с познавательным и патриотическим направлениями воспитания; образовательная область «Речевое развитие» соотносится с социальным и эстетическим направлениями воспитания; образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» соотносится с эстетическим направлением воспитания; образовательная область «Физическое развитие» соотносится с физическим и оздоровительным направлениями воспитания. Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», 12 «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания: воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране; воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России; содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном; воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции; создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и заботы; поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей. Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает: воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны; приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России; воспитание уважения к людям – представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности; воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну); воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы. Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», что предполагает: владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке). Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Художественноэстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», «Человек», «Природа», что предполагает: 13 воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей «Красота», «Природа», «Культура»; становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребенка; формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми; создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми). Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает: формирование у ребенка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической культуре; становление эмоционально–ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническими нормами и правилами; воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств. 3.2. Формы совместной деятельности в образовательной организации 3.2.1. Работа с родителями (законными представителями) Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения детского сада. Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей), используемые в НОУ СОШ «Гелиос» ДО в процессе воспитательной работы: родительское собрание; педагогические лектории; родительские конференции; круглые столы; родительские клубы, клубы выходного дня; мастер-классы. 3.2.2. События образовательной организации Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или 14 иной ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее. Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком. События в НОУ СОШ «Гелиос» ДО проводятся в следующих формах: разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детсковзрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.); проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России; создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.). 3.2.3. Совместная деятельность в образовательных ситуациях Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению Программы ДОО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания. Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в НОУ СОШ «Гелиос» ДО. К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в НОУ СОШ «Гелиос» ДО относятся: ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы; социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта; чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть; разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды– инсценировки; рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов; организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное); экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение спектаклей, выставок; игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие); демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд). 15 3.2.4. Организация предметно-пространственной среды Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе. Части среды, которые используются в воспитательной работе: знаки и символы государства, региона, населенного пункта и НОУ СОШ «Гелиос» ДО; компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится НОУ СОШ «Гелиос» ДО; компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность; компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности; компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей; компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира; компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства; компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта; компоненты среды, предоставляющие ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа. Вся среда НОУ СОШ «Гелиос» ДО является гармоничной и эстетически привлекательной. 3.2.5. Социальное партнерство Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает: участие представителей организаций–партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные мероприятия и тому подобное); участие представителей организаций–партнеров в проведении занятий в рамках дополнительного образования; проведение на базе организаций–партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности; реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с организациями–партнерами. 16 № П/П 1. Организации ИРО 2. Управление образования 3. ГИБДД России по Орджоникидзевскому району 4. Госпожнадзор по Орджоникидзевскому району 5. Детская больница № 15 Взрослая больница Дошкольные учреждения СОШ № 99 СОШ № 117 СОШ № 47 6. 7. 8. МОУ «Детская школа искусств» 9. Физкультурнооздоровительный центр «Калининец», «Уралмаш» 10. Дворец культуры ДК Эльмаш и ДК Уралмаш Детская библиотека 11. взаимосвязь Научно-методическое сопровождение. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников. Нормативно-правовое сопровождение. Предоставление отчётности. Контрольноаналитическая деятельность. Инновационная деятельность. Участие в совещаниях, конференциях. Аттестация педагогических кадров. Профилактика детского дорожного травматизма на дорогах города и района. Пропаганда соблюдения правил дорожного движения детьми и их родителями (законными представителями). Профилактика пожарной безопасности. Пропаганда соблюдения правил пожарной безопасности детьми и их родителями (законными представителями). Диспансеризация детей. Медосмотры сотрудников ДОУ. обмен опытом Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования. Реализация совместных социально педагогических проектов («Школа будущего первоклассника»). Реализация преемственности образовательных программ дошкольного и дополнительного образования. Выявление физически одарённых детей и вовлечение их к занятиям физической культуры и спорта. Участие в детских Спартакиадах, акциях. Организация культурно-массовых мероприятий. Участие в фестивалях, конкурсах, акциях. Выявление одарённых детей. Организация культурно-массовых мероприятий . Приобщение детей к литературе 4. Организационный раздел рабочей программы воспитания Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих: обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной среды; 17 оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания; создание уклада ДОО, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОО направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО; современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания; учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Воспитательный процесс в ДОО строится на следующих принципах: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка; соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка; создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников; системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности. Развивающее пространство ДОУ включает: - музыкально-физкультурный зал - зимний сад - кабинет для занятий В каждой возрастной группе ДОУ созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: - условия для развития игровой деятельности (игровые уголки в соответствии с возрастом детей); - условия для развития технического творчества для самостоятельной конструктивнотехнической деятельности ребенка; - условия для развития двигательной активности детей (спортивные уголки); - условия для коррекционной работы в группе компенсирующего и комбинированного вида (коррекционные уголки в группах, содержащие игры и пособия по всем разделам коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи); - условия для развития детского творчества (уголки изобразительной и конструктивной, театрализованной и музыкальной деятельности детей); - условия для воспитания экологической культуры (природные уголки и уголки детского экспериментирования); - условия для развития познавательной активности и речи (пособия и материалы). Развивающая предметно-развивающая среда выдержана с учетом требований ФГОС ДО и открывает воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия педагогов на эффективное использование отдельных ее элементов. 18 Предметно-развивающая среда создается творческими усилиями педагогов, сотрудников, родителей и соответствует их интересам и потребностям. Коллектив прилагает усилия, чтобы детский сад представлял для детей среду, в которой будет возможным приблизить учебно-воспитательные ситуации к реалиям детской жизни, научит ребенка действовать и общаться в ситуациях, приближенных к жизни. Во всех возрастных группах имеются центры патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания. 1). Методическая обеспеченность материалами и средствами воспитания Методическая обеспеченность, материально-технические условия отвечают требованиям современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Обеспечение Программы воспитания включает в себя учебно-методический комплект, оборудование и оснащение к Программе отделения дошкольного образования. Имеется всё необходимое для организации питания воспитанников, дневного отдыха, игровой деятельности, прогулок и ведения непрерывной образовательной деятельности. Состояние помещений соответствует гигиеническим требованиям СанПиН, нормам противопожарной и антитеррористической безопасности. 2). Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОО Задачи педагога: - наблюдать за детьми, при необходимости, помогать (объяснять, как пользоваться новыми материалами, подсказать новый способ действия); - помогать детям наладить взаимодействие друг с другом в совместных занятиях и играх в центрах активности; - следить, чтобы каждый ребёнок нашёл себе интересное занятие. 3). Проектная деятельность Один из важнейших элементов пространства детской реализации. Главное условие эффективности проектной деятельности – чтобы проект был действительно детским, то есть был задуман и реализован детьми, при этом взрослый создаёт условия для самореализации. Задачи педагога: - заметить проявление детской инициативы; - помочь ребёнку (детям) осознать и сформулировать свою идею; - при необходимости помочь в реализации проекта, не забирая при этом инициативу; - помочь детям в представлении (презентации) своих проектов; - помочь участникам проекта и окружающим осознать пользу и значимость полученного результата. 4). Образовательное событие Выступает как новый формат совместной детско-взрослой деятельности. Событие – это захватывающая, достаточно длительная (от нескольких дней до нескольких недель) игра, где участвуют все – дети, и взрослые, при этом «руководят» всем дети. В данной деятельности взрослый находит и вводит в детское сообщество такую проблемную ситуацию, которая заинтересует детей и подтолкнёт их к поиску решения. Развитие ситуации будет зависеть в первую очередь от творческой фантазии детей. Задачи педагога: - заронить в детское сообщество проблемную ситуацию, которая заинтересует детей; 19 - дать детям возможность разворачивать действия по своему пониманию, оказывая им, при необходимости, деликатное содействие, избегая прямых подсказок и указаний; - помогать детям планировать событие так, чтобы они смогли реализовать свои планы; - насыщать событие образовательными возможностями, когда дети на деле могут применить свои знания и умения в счёте, письме, измерении, рисовании, конструировании и других видах деятельности. 5). Свободная игра Предполагает свободную игровую деятельность детей, для которой созданы необходимые условия (время, место, материал) и взрослый проявляет невмешательство, за исключением помощи при взаимодействии детей и в целях развития детской игры. Задачи педагога: - создавать условия для детских игр (время, место, материал); - развивать детскую игру; - помогать детям взаимодействовать в игре; - не вмешиваться в детскую игру, давая детям проявить себя и свои способности. 4.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию образовательной программы, с учётом возрастных особенностей детей, а также национально-культурных и климато-географических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Условия организации развивающей предметно-пространственной среды: 1). Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 20 2). Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды, возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; - наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 3). Вариативность среды предполагает: - наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 4). Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. 5). Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. Реализация Программы предполагает организацию пространства групп в виде хорошо разграниченных зон – центров активности, оснащённых достаточным количеством развивающих материалов. В соответствии с ФОП ДО, в рамках реализации Программы, в помещении каждой группы предполагается наличие следующих центров активности: центр строительства; центр для сюжетно-ролевых игр; уголок для театрализованных игр; центр музыки; центр изобразительного искусства Полифункциональность материалов предполагает: центр мелкой моторики; центр конструирования из деталей (среднего и мелкого размера); уголок настольных игр; центр математики; центр науки и естествознания; центр грамотности и письма; литературный центр; 21 место для отдыха; уголок уединения; центр песка и воды; спортивный уголок. 4.2. Материально-техническое обеспечение Программы Материально-техническое обеспечение и оснащенность ДОУ предназначены для обеспечения эффективного наполнения воспитательного процесса. Сегодня качество дошкольного образования – приоритетное направление образовательной политики государства. Федеральный образовательный стандарт, вступивший в силу в 2014 году и ФОП ДО, регламентирует условия реализации образовательной программы и обеспечивает социальное развитие каждого ребенка в различных сферах. В нем также отражены вопросы морального и нравственного благополучия ребенка. С каждым годом в перечень требований к оснащению ДОО вносятся поправки и изменения, регулярно обновляется и содержание материально-технического оснащения. Однако база этих требований остается постоянной и содержит: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы; требования пожарной безопасности; перечень средств воспитания и обучения в зависимости от возраста и особенностей развития детей; рекомендации по оснащенности помещений и различных зон детского сада; требования к методическому обеспечению, а также к оборудованию дошкольного учреждения. Цель этих требований – оптимизировать процесс воспитания и обучения. Они направлены на: обеспечение безопасных условий для воспитанников; стимулирование творческого развития; обеспечение индивидуального подхода в воспитании каждого ребенка с целью выявить таланты ребенка. Воспитательные процессы направлены на подготовку к школе и реализуются с соблюдением прав ребенка и персонала. Виды деятельности (игра, общение, познавательная деятельность), через которые реализуются задачи образовательной программы, зависят от возраста детей и их индивидуальных особенностей. Информация о материально-техническом обеспечении реализации программы представлена в Программе ДОО. Наполнение предметно-развивающей среды соответствует стандартам и отвечает всем требованиям безопасности. Материально-техническая база ДОО – это важное звено в цепи обеспечения высокого качества образования. Каждая из составляющих ее частей оказывает непосредственное влияние на развитие ребенка. Если оснащение детского сада соответствует требованиям ФГОС и ФОП ДО, процесс воспитания будет максимально продуктивным и эффективным. В ДОО оборудованы и функционируют 3 групповых ячейки (на Энтузиастов,20) и 4 групповых ячейки (на Суворовском,13), а также музыкально-физкультурный зал, кабинет для занятий, медицинский блок, зимний сад, прогулочные площадки. 22 Пространство групп организовано в виде разграниченных центров, оснащенных достаточным количеством развивающих материалов: книги, игрушки, материалы для творчества, дидактические игры, игры по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, материал для свободной творческой, познавательноисследовательской деятельности. Реализуя инновационный метод проектной деятельности, воспитатели пополняют методические и наглядные материалы, которые активно используются при проведении занятий, организации свободной познавательной, творческой деятельности детей. Кроме этого собраны пособия для ознакомления дошкольников с социальным миром, краеведением, живой и неживой природой. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности. Работа по совершенствованию развивающей среды в учреждении проводится в соответствии с перспективным планом развития по всем возрастным группам. В группах младшего возраста выделено большое открытое пространство, где детям предоставлена возможность играть с крупными игрушками, каталками и осуществлять конструктивно-модельную деятельность. В группах выделяются рабочая зона, зона для спокойной деятельности, зона для деятельности, связанной с активным движением, возведением игровых построек. Все зоны в группе имеют трансформируемые подвижные границы. В учреждении созданы все условия для охраны и укрепления здоровья детей, для их полноценного физического развития. Расположение мебели, игрового материала отвечает требованиям техники безопасности, санитарно – гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта. Для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в образовательной деятельности, в дошкольном учреждении создается система информационного обеспечения. ИКТ- оснащение ДОО: ноутбуки – 4 шт. персональные компьютеры – 2 шт. мультимедийные проекторы – 2 шт. интерактивная доска – 2 шт. имеется локальная сеть с доступом в интернет. В своей практике педагоги детского сада используют компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, народными промыслами, проведения поисково-экспериментальной деятельности, ознакомления с музыкальными произведениями. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей. Активное пользование Интернет-ресурсами дает возможность воспитателям принимать участие с детьми в заочных конкурсах детского художественного творчества различного уровня (международные, всероссийские, региональные). 4.3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса Образовательное учреждение укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, способными к инновационной 23 профессиональной деятельности. Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательного учреждения служат квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»). В детском саду (на Энтузиастов,20) работает 15 человек, из них: - административные работники - 3 человек; - педагогические работники – 6 человек; - учебно-вспомогательный персонал – 3 человек. Уровень профессиональной квалификации педагогического коллектива: - первая квалификационная категория – 3 педагогов; - высшая квалификационная категория – 1 педагогов; - соответствие занимаемой должности – 3 педагога. В детском саду (на Суворовском,13) работает 17 человек, из них: - административные работники - 3 человек; - педагогические работники – 7 человек; - учебно-вспомогательный персонал – 4 человек. Уровень профессиональной квалификации педагогического коллектива: - первая квалификационная категория – 7 педагогов; - высшая квалификационная категория – 1 педагог; В целях эффективной реализации Программы созданы условия для: - профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования (методические объединения, семинары, научно-практическая конференция, курсы повышения квалификации); - консультативной поддержки педагогических работников по вопросам образования и охраны здоровья детей; - организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, (педагогический совет, семинар, семинар-практикум, неделя педагогического мастерства, «Школа молодого воспитателя» по повышению профессионального мастерства начинающих педагогов, «Творческая группа», в состав которой вошли опытные, инициативные и целеустремленные педагоги детского сада, наставничество). Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Анализ участия воспитанников в различных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволяет более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, и т.д.), развитию музыкальных и интеллектуальных способностей. 4.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы 24 В данном разделе представлены решения на уровне ДОО по внесению изменений в должностные инструкции педагогических работников, ведению договорных отношений по сетевой форме организации образовательного процесса, по сотрудничеству с другими организациями (в том числе с образовательными организациями дополнительного образования и культуры). Представляются ссылки на локальные нормативные акты, в которые вносятся изменения в связи с внедрением основной образовательной программы воспитания (в том числе Программы развития образовательной организации). Представлен Перечень локальных правовых документов ДОО, в которые обязательно вносятся изменения после принятия основной образовательной программы по воспитанию. Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации программы воспитания в ДОУ включает: - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО); - ФОП ДО. Основные локальные акты: - Устав - Общеобразовательная Программа ДОО; - Календарный учебный график; - Рабочая программа воспитания в ДОО; - Календарный план воспитательной работы; - Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности в ДОО; - Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОО (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в ДОО). В основе процесса воспитания детей в НОУ СОШ «Гелиос» ДО лежат традиционные ценности российского общества. Особые условия воспитания создаются для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ОВЗ, дети из социально уязвимых групп, одаренные дети и другие категории. Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития. Предполагаются следующие условия, обеспечивающие достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей: 1). Направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий; 2). Формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями с учетом необходимости развития личности 25 ребенка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно–нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; 3). Создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия; 4). Доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребенку с особыми образовательными потребностями; 5). Участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла, определяя задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы. В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении. Приложение. Календарный план воспитательной работы Интеллектуальное воспитание – творческие соревнования, экскурсии Тема мероприятия Возраст Ориентировочное Ответственные воспитанников время проведения Международный день 5-7 лет сентябрь ст. воспитатель распространения воспитатели грамотности Выставка поделок из 3-7 лет октябрь ст. воспитатель природного материала воспитатели «Дары осени» Конкурс «Мастерская Деда 3-7 лет декабрь ст. воспитатель Мороза» (изготовление воспитатели елочных игрушек) День российской науки 5-7 лет февраль воспитатели Музыкальный фестиваль 3-7 лет по плану районных муз. руководитель «Музыкальный мероприятий воспитатели калейдоскоп» Экскурсия в школу 5-7 лет по плану ст. воспитатель искусств совместной воспитатели деятельности Целевые тематические 4-7 лет сентябрь, Январь, воспитатели прогулки Май ст. воспитатель Конкурс чтецов «Салют 5-7 лет май воспитатели Героям!» 26 Физическое развитие и культура здоровья Организация 3-7 лет в течение периода закаливающих процедур «Будь здоров без докторов!» Тематический досуг «В 3-7 лет сентябрь гостях у зубной Феи» Космические старты «В 5-7 лет апрель путешествие к далеким звездам» Цикл бесед: Доктор 3-7 лет май Витамин о здоровом питании День здоровья «Спорт нам 3-7 лет июль поможет силы умножить!» День физкультурника 3-7 лет август Гражданско-патриотическое воспитание Организация цикла бесед и 3-7 лет в течение периода занятий патриотического содержания Организация выставок, 3-7 лет в течение периода оформление группового пространства к памятным датам и значимым событиям День окончания Второй 5-7 лет сентябрь мировой войны День солидарности в 5-7 лет сентябрь борьбе с терроризмом День народного единства, 3-7 лет беседы «Россия великая наша держава!» День памяти погибших при 5-7 лет исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России День матери, досуги в 3-7 лет группах «Самая лучшая мама на свете» медсестра воспитатели медсестра воспитатели инструктор физкультуре воспитатели медсестра воспитатели инструктор физкультуре воспитатели инструктор физкультуре воспитатели по по по ст. воспитатель воспитатели ст. воспитатель воспитатели ст. воспитатель воспитатели ст. воспитатель воспитатели ноябрь ст. воспитатель воспитатели ноябрь воспитатели ноябрь ст. воспитатель воспитатели 27 День Государственного 5-7 лет ноябрь герба Российской Федерации. День неизвестного солдата 5-7 лет декабрь День Героев Отечества 5-7 лет декабрь День Конституции 5-7 лет декабрь Российской Федерации День снятия блокады 5-7 лет январь Ленинграда День защитника Отечества, 5-7 лет февраль спортивный праздник «Защитники Отечества» День воссоединения Крыма 5-7 лет март с Россией Целевые прогулки в 5-7 лет май памятные даты в парк к памятнику павшим героям в ВОВ Региональный компонент. 5-7 лет май Целевые прогулки по Екатеринбургу «Город родной и знакомый!» День России «Мой дом – 3-7 лет июнь моя Россия» День памяти и скорби 5-7 лет июнь День Государственного 5-7 лет август флага Российской Федерации Духовно – нравственное воспитание День хорошего воспитания. 3-7 лет сентябрь Беседы в группах «Что такое хорошо и что такое плохо?» День пожилого человека. 3-7 лет октябрь Выставка рисунков «Бабушка рядышком с дедушкой» Беседа «Дорогие мои старики» 3-7 лет День отца в России октябрь Мастерская «Вместе с 3-7 лет ноябрь мамой» рисунки «Мамочка милая, мама моя…» Международный день 3-7 лет декабрь инвалидов и в течении года воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатель ст. воспитатель воспитатели воспитатели ст. воспитатель воспитатели ст. воспитатель воспитатели ст. воспитатель воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели педагог ИЗО воспитатели воспитатели 28 День добровольца (волонтера) в России; День вежливости. Викторина «Волшебные слова» «Ежели Вы вежливы и к совести не глухи» День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста Международный день родного языка; «Книжкины именины» изготовление книжекмалышек Выставки в группах «Пасхальное яйцо» продукт декоративноприкладного творчества День детских общественных организаций России День защиты детей 5-7 лет декабрь воспитатели 3-7 лет январь воспитатели 6-7 лет январь воспитатель 5-7 лет февраль воспитатели 3-7 лет март воспитатели 3-7 лет по календарю воспитатели педагог ИЗО 5-7 лет май воспитатели 3-7 лет июнь воспитатели муз. руководитель воспитатели День семьи, любви и 3-7 лет июль верности. Тематическое занятие «Мама, папа я – дружная семья» Приобщение к культурному наследию. Фольклорные праздники Международный день 3-5 лет октябрь муз. руководитель музыки воспитатели День народных песен, 3-5 лет ноябрь воспитатели стихов и потешек Зимний вечерок 5-7 лет январь муз. руководитель «Приходила Коляда воспитатели накануне Рождества» Международный день 3-7 лет апрель воспитатели театра Гуляние – развлечение 3-7 лет март муз. руководитель «Широкая Масленица» воспитатели День славянской 5-7 лет май воспитатели и письменности и культуры специалисты 29 День русского языка 5-7 лет июнь воспитатели Музей одного дня 5-7 лет в течение периода воспитатели «Игрушки и предметы из соломы» (дерева, глины, предметы быта народной утвари) Трудовое воспитание и ознакомление с профессиями День учителя 5-7 лет октябрь воспитатели Международный день 3-7 лет декабрь педагог ИЗО, художника воспитатели 1 мая. Праздник весны и 5-7 лет май воспитатели труда Организация дежурства по 3-7 лет в течение периода воспитатели столовой, по занятиям Организация уголков с 3-5 лет в течение периода воспитатели гендерной направленностью «Хозяюшка», «Папе помогаю!» Пополнение атрибутами 3-7 лет в течение периода воспитатели ролевых игр профессиональной направленности: «Автозаправка», «Кафе», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта» воспитатели Акция: «Покормим птиц 5-7 лет в зимний период зимой» (изготовление кормушек) воспитатели Семейный фестиваль «Все 5-7 лет март профессии важны, все профессии нужны!» Оформление фотоальбома 4-7 лет в течение периода воспитатели «Профессии». Знакомство с профессиями Создание электронной 5-7 лет в течение периода воспитатели картотеки игр, видеороликов, связанных с темой «Профессии» для использования в цифровом образовательном пространстве (интерактивная доска) Воспитание основ экологической культуры 30 Сезонные прогулки в парки и скверы. «Путешествие в мир природы» День защиты животных Проект (краткосрочный) «Кладовая Урала» Конкурс поделок из бросового материала «Чтобы в дело шли отходы для спасения природы!» Акция «Птичья столовая» 3-7 лет октябрь, декабрь, воспитатели март, июнь 3-7 лет 3-7 лет октябрь по плану воспитатели воспитатели 3-7 лет по плану воспитатели 5-7 лет декабрь, январь, воспитатели февраль в течение периода воспитатели Создание игровых центров: 3-5 лет «Ветеринарная клиника», Акция «Украсим детский 5-7 лет апрель - май воспитатели сад!» Сезонное оформление клумб. Посадка и выращивание рассады. Тематический досуг «Я 5-7 лет июнь воспитатели хочу вам доложить- без воды нам не прожить!» «Моя семья и природа», 3-7 лет в течение периода воспитатели выпуск стенгазеты. Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного поведения в природе. День Российского кино 3-7 лет август воспитатели Воспитание основ безопасности и жизнедеятельности Профилактика пожарной безопасности и детского травматизма Организация бесед с 5-7 лет в течение периода воспитатели детьми старшего дошкольного возраста: «В мире опасных предметов», «Безопасность дома и на улице», «Безопасность на воде», «Безопасность в лесу», «Дикие и домашние животные» 31 Организация 3-7 лет в течение периода воспитатели дидактических игр «Погасим огонь», «Опасно – неопасно», Служба спасения: 101, 102, 103, единая служба 112 Выставка детских рисунков 3-7 лет апрель-май воспитатели на тему: «Безопасность глазами детей», «Не шути с огнем!» Подвижные игровые 5-7 лет в течение периода воспитатели ситуации: «Пожарные на учениях», «Юный пожарный», «Самый ловкий» Художественная 3-7 лет в течение периода воспитатели литература: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» Е. Хоринская «Спичканевеличка», А. Шевченко «Как ловили голька», Л. Толстой «Пожарные собаки». Загадки, пословицы, поговорки. Информирование 3-7 лет в течение периода воспитатели родителей через материал, представленный на стендах «уголков безопасности», посредством сайта. Практические учебные 3-7 лет по плану воспитатели тренировки по эвакуации ответственный за воспитанников по сигналу эвакуацию Организация уголков 3-7 лет в течение периода воспитатели пожарной безопасности (пополнение учебными пособиями) Профилактика детского дорожного транспортного травматизма Целевые 3-5 лет, 5-7 лет в течение периода воспитатели профилактические октябрь мероприятия: «Дорожные январь знаки знаю, по улице смело март шагаю!», «Внимание – июнь дети!» 32 Экскурсии и целевые прогулки: Знакомство с улицей. Прогулка к пешеходному переходу. Наблюдение за движением пешеходов, за движением транспорта, за работой светофора (совместно с родителями). Рассматривание видов транспорта. Знаки на дороге – место установки, назначение Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по улицам города с Незнайкой», «Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Станция технического обслуживания» Беседы: «Что ты знаешь об улице?», «Мы- пешеходы!» «Правила поведения на дороге», «Машины на улицах города – виды транспорта». «Будь внимателен!», «Помощники на дороге – знаки, светофор» Дидактические игры: «Наша улица», «Светофор», «Поставь дорожный знак», «Улица города», «Заяц и перекресток», «Дорожные знаки: запрещающие, разрешающие», «Желтый, красный, зеленый», «Чего не хватает?», «Собери автомобиль» Художественная литература для чтения и заучивания: С. Михалков «Моя улица», «Велосипедист», 3-7 лет в течение периода воспитатели 3-7 лет в течение периода воспитатели 3-7 лет в течение периода воспитатели 3-7 лет в течение периода воспитатели 3-7 лет в течение периода воспитатели 33 «Скверная история»; С. Маршак «Милиционер», «Мяч»; В. Головко «Правила движения»; С. Яковлев «Советы доктора Айболита»; А. Северный «Светофор» и др. Игровые занятия по БДД 5-7 лет май-июнь (по воспитатели для дошкольников плану записи) Единый день детской 3-7 лет сентябрь воспитатели дорожной безопасности Участие в акциях ЮИД 4-7 лет ноябрь-декабрь воспитатели «Носи светоотражатель!», «Безопасные каникулы или «правильный» Новый Год», акции «Скорость – не главное! Проведение инструктажей 4-7 лет в течение периода воспитатели (ведение журналов) детей перед выходом из ДОУ (передвижение по дорогам организованных групп детей) Участие воспитанников и 5-7 лет в течение периода воспитатели педагогов в районных, городских акциях, конкурсах и иных мероприятиях по теме безопасности «Дорога и мы» в фестивале «Вместепо безопасной дороге детства» Организация уголков 3-7 лет в течение периода воспитатели дорожной безопасности (пополнение учебными пособиями и обновление атрибутов) Воспитание и обеспечение преемственности с начальной школой Праздник «1 сентября - 6-7 лет сентябрь воспитатели День знаний» Проведение родительского октябрь воспитатель собрания для будущих учитель первоклассников. начальных классов 34 Пополнение атрибутами и 6-7 лет в течение периода воспитатель школьными принадлежностями «Уголка первоклассника» в групповом пространстве подготовительной группы (в дни школьных каникул) Экскурсия в начальную 6-7 лет декабрь воспитатель школу с посещением подготовительной спортивного зала, класса, группы библиотеки, столовой Открытое проведение . 6-7 лет Март воспитатель занятий деятельности в подготовительной ДОУ для учителя группы начальной школы Воспитание основ информационно-коммуникативной культуры Создать условия для 4-7 лет в течение периода ст. воспитатель, воспитания воспитатели информационной культуры – освоение цифрового пространства и оборудования детьми Внедрить в практику новые 5-7 лет В течение периода ст. воспитатель, подходы к организации воспитатели цифровой образовательной среды, обучение детей взаимодействию с интерактивными игрушками и техническими средствами. Взаимодействие с семьями воспитанников Родительские собрания 3-7 лет сентябрь заведующий ДОУ «Давайте познакомимся!». воспитатели Презентация учреждения Фотовыставка «Как я 5-7 лет сентябрь воспитатели провел лето» Создание буклетов, 3-7 лет ноябрь воспитатели листовок, размещение стендовой информации по теме: «Воспитываем интерес к детской литературе» Мастер- класс «Учимся 3-7 лет март воспитатели вместе с детьми рисовать» 35 Постоянное 3-7 лет постоянно воспитатели взаимодействие с семьями воспитанников (часы взаимодействия) «Актуальные вопросы воспитания» Совместные акции «Салют 3-7 лет май воспитатели, Героям!» родители, дети Вовлечение родителей в 3-7 лет постоянно воспитатели традиционные праздники, родители события, прогулки и экскурсии, вечера досугов и другие мероприятия Постоянное 3-7 лет постоянно воспитатели, взаимодействие с семьями родители воспитанников в цифровом пространстве «Воспитываем вместе!» Сотрудничество с социальными партнерами Организация 2-7 лет в течение периода ст. воспитатель взаимодействия с по плану воспитатели социальными партнерами разной направленности по плану совместной деятельности. Организация развивающей предметно–пространственной среды Эстетическое оформление, 2-7 лет август заведующий ДОУ дизайн интерьера сентябрь воспитатели групповых помещений, раздевалок, расстановка детской мебели. Эстетическое оформление группового пространства к традиционным праздникам. Стендовое, витражное, 2-7 лет постоянно по воспитатели выставочное оформление календарю значимых календарных дат Организация группового 2-7 лет постоянно воспитатели пространства: использование детских творческих работ, поделок, фотоколлажей. Пополнение предметного 3-7 лет в течение периода воспитатели развивающего 36 пространства интерактивными игрушками, конструкторами нового поколения Внесение в среду новых 3-7 лет по комплексно- воспитатели предметов, оформление тематическому выставок, в соответствии с планированию комплексно-тематическим планированием. Организация современной 3-7 лет постоянно заведующий ДОУ цифровой образовательной воспитатели среды, как часть развивающей предметнопространственной среды для воспитанников. Традиционные события, праздники и развлечения в ДОУ Время проведения Название мероприятия Сентябрь Праздник «День знаний» Выставка фотогазет «Как я провел лето» Праздник «День рождения детского сада» (на Энтузиастов) Праздник «День воспитателя» Октябрь Выставка семейного творчества «Дары осени» Ноябрь Праздник «Осенины» Развлечение «День матери» Декабрь Праздник «День рождения детского сада» (на Суворовском) Праздник Новогодней елки Январь Конкурс чтецов «Зимушка-зима!» Конкурс на лучшее оформление зимнего участка Февраль Праздник «День защитника отечества» Март Праздник «Масленица» Праздник «День 8 марта» Апрель Развлечение «День смеха» Развлечение спортивное «День космонавтики» Май Конкурс чтецов «Салют Героям!» Выпускной бал Июнь Праздник «День защиты детей» Июль Летний спортивный праздник День семьи, любви и верности Август Конкурс рисунков на асфальте 37