Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа "Гелиос"
Аннотация к рабочей программе
учебного курса внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение» разработана в соответствии с пунктом 31.1. ФГОС НОО и
реализуется 1 год в 3 классе.
Рабочая программа разработана учителем: Моисейкиной Т.А. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет
организацию образовательной деятельности учителем в школе по учебному курсу внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение».
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение» является частью ООП НОО, определяющей:
-содержание;
-планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества академических часов, отводимых на изучение
каждой темы и возможностью использования Э(Ц)ОР.
Рабочая программа согласована с заместителем директора по воспитательной работе НОУ СОШ «Гелиос».
30.08.2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Разработанная программа усиливает вариативную
составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета
«Литературное чтение». Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках научнопознавательного направления.
Цель программы учебного курса внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение» – возрождение системы занятий по досуговому
(внеклассному) чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников, как дома, так и на занятиях
в школе в условиях, как основного, так и дополнительного образования.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
формирование читательской компетенции младших школьников;
совершенствование навыка чтения обучающихся;
формирование мотивации чтения младших школьников, развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной
литературы;
знакомство обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки,
полученные на уроках литературного чтения;
формирование информационной культуры школьников через освоение разных стратегий работы с текстами;
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение» рассчитана на обучающихся начальной общеобразовательной
школы, увлекающихся художественной литературой и литературно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в
неделю. Продолжительность курса занятий в начальной школе определена из расчета 34 часа (по одному часу в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская).
Произведения о детях и для детей.
О наших близких, о семье.
Произведения о родной природе.
Произведения о братьях наших меньших
Произведения о чудесах и фантазии.
Юмористические произведения.
Зарубежная литература.
Библиографическая культура
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания
и чтения произведений художественной литературы.
Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле,
дружбе.
Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Познавательные УУД:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать
основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить
закономерности
и
противоречия
при
анализе
сюжета
(композиции),
восстанавливать
нарушенную
последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана,
пересказе текста, характеристике поступков героев;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем
способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности
при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
Коммуникативные УУД:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой
среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать
лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать
вопросы к учебным и художественным текстам;
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной
книге;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей;
выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их
поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине,
находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Все мы родом из детства
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
5
http://www.lit-studia.ru/articles/rasskazy-i-skazkisergeya-georgieva.html
2
Думают ли звери
4
http://lib.rus.ec/a/9978
3
Вверх ногами
4
http://staroeradio.ru/audio/13021
4
Школьные годы чудесные
7
http://www.ruscenter.ru/1429.html
5
Преданья старины глубокой
5
http://www.lit-studia.ru/
6
Обыкновенное чудо
9
http://www.lit-studia.ru/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34