Рабочая программа (с аннотацией) учебного курса внеурочной деятельности Логика

Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа "Гелиос"

Аннотация к рабочей программе
учебного курса внеурочной деятельности «Логика»

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Логика» разработана в соответствии с пунктом 31.1. ФГОС НОО и реализуется
4 года с 1 по 4 класс.
Рабочая программа разработана группой учителей: Бабушкиной Т.Н., Давыдовой В.В., Моисейкиной Т.А., Тихоновой Е.А. в соответствии
с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по учебному курсу внеурочной
деятельности «Логика».
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Логика» является частью ООП НОО, определяющей:
-содержание;
-планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества академических часов, отводимых на изучение
каждой темы и возможностью использования Э(Ц)ОР.
Рабочая программа согласована с заместителем директора по воспитательной работе НОУ СОШ «Гелиос».

30.08.2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по у ч е б н о м у курсу внеурочной деятельности «Логика» (далее —
курс) составлена на основе требований ФГОС НОО.
Программа по у ч е б н о м у курсу внеурочной деятельности «Логика» включает пояснительную записку, планируемые
результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое планирование и формы организации занятий.
Рабочая программа по у ч е б н о м у курсу внеурочной деятельности «Логика» составлена в виде регулярного еженедельного курса. Занятия
проходят 1 раз в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2,3,4 класс - 34 часа в год). Курс введен в часть учебного плана внеурочной деятельности,
формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа данного курса представляет систему
интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить
умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать
мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие универсальных учебных действий.
Общая характеристика курса
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются
умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое
важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой
трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются
условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные
процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение
самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала
активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне
трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы
повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В процессе выполнения каждого задания

происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается

на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
-задания на развитие внимания;
-задания на развитие памяти;
-задания на совершенствование воображения;
-задания на развитие логического мышления.
Основные формы и методы обучения

Реализация программы предполагает освоение и внедрение личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания: игровые
технологии; технология коллективного взаимообучения; технология проблемного обучения, технология критического мышления.
Организация деятельности школьников на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на
размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного и индивидуального обучения.
Изучение курса осуществляется посредством активного вовлечения учащихся в различные виды и формы деятельности:
 введение нового материала в форме дискуссии;
 занятия, которые проводятся в форме игры, путешествия и т. д.;
 занятия, на которых повторяются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях. На таких
уроках ученик получает возможность побывать в роли учителя и ученика и оценит свой ответ и ответ соседа по парте;
 самостоятельное решение логических заданий в форме индивидуальной, групповой работы с последующим обсуждением;
 самостоятельное выполнение отдельных заданий, включение учащихся в поисковую и творческую деятельность,
предоставляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, что даёт возможность развивать интуицию, без которой
немыслимо творчество.
Формы работы:
1. Занятие
2. Игра
3. Коллективная работа
4. Индивидуальная работа
5. Групповая работа
6. Беседа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГИКА»
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать,
распределять внимание, увеличение объема, устойчивости, концентрации внимания.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по
развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала. Тренировка избирательности
запоминания.
Развитие речи. Развитие связной монологической речи. Обогащение словаря учащихся. Формирование умений работы с содержанием
текстов (выделение главной мысли, постановка вопросов к тексту и умение находить на них ответы. Формирование умения понимать и объяснять
смысл образных и крылатых выражений, пословиц и поговорок. Формирование умения ясно и четко излагать свои мысли, правильно строить
предложения.
Развитие мышления. Учимся выделять признаки предметов. Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным
признакам (загадки, описание предметов). Упражнение в нахождении признаков разных предметов, животных, времен года. Описание признаков
геометрических фигур. Описание предмета по его признакам. Выделение «лишнего» предмета в группе однородных предметов. Решение различных
задач на нахождение «лишнего» среди предметов, чисел, слов, фигур.
Учимся сравнивать. Сравнение двух и более предметов. Выделение общих и существенных признаков. Нахождение черт сходства и отличия.
Нахождение предметов с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, вкус и т.д.) Решение задач на сравнение чисел, слов предметов,
фигур.
Учимся рассуждать и анализировать. Нахождение закономерностей в числах, фигурах, знаках. Продолжение ряда по закономерности. Поиск
недостающих в рядах фигур. Поиск последовательности действий. Нахождение пропущенных чисел, фигур, элементов. Логические игры со

счетными палочками. Нахождение общего понятия для группы однородных предметов. Решение логических задач разных видов. Логические игры
со счетными палочками. Решение анаграмм, ребусов, кроссвордов.
Особенности организации занятий внеурочной деятельности курса «Логика»
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Методы и приёмы организации деятельности второклассников в большей
степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие
навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие
качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личнос ти.
Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных
ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;

- творческие работы учащихся;
- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание
тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета
ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание
своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания,
уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил
здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение
к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. В сфере
понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)

базовые логические действия:



сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;



объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;



определять



находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного

существенный

признак

для

классификации,

классифицироватьпредложенные объекты;

педагогическим работником алгоритма;


выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи наоснове предложенного алгоритма;



устанавливать

причинно-следственные

знакомых по опыту, делать выводы;
2)

базовые исследовательские действия:

связи в

ситуациях,

поддающихся непосредственному наблюдению или



определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим

работником вопросов;


с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать измененияобъекта, ситуации;



сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (наоснове предложенных критериев);



проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлениюособенностей объекта изучения и

связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);


формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта,

измерения, классификации, сравнения, исследования);


3)

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия ваналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:



выбирать источник получения информации;



согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;



распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим

работником способа ее проверки;


соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних

обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;


анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;



самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1)

общение:



воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;



проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалогаи дискуссии;



признавать возможность существования разных точек зрения;



корректно и аргументированно высказывать свое мнение;



строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;



создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);



готовить небольшие публичные выступления;



подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2)


совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в

стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;


принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,

договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;


проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;



ответственно выполнять свою часть работы;



оценивать свой вклад в общий результат;



выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1)

самоорганизация:



планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;



выстраивать последовательность выбранных действий;

2)

самоконтроль:



устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;



корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.

Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
1-4 класс
Темы

1класс

2класс

3класс

4класс

1

Свойства, признаки и составные части предметов

6

4

4

2

2

Действие предметов.

8

3

4

2

3

Элементы логики

5

7

10

11

4

Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями

2

4

2

1

5

Сравнение

3

6

2

2

6

Комбинаторика

2

4

4

2

7

Развитие творческого воображения

4

2

4

11

8

Практический материал

3

4

4

3

33часа

34часа

34часа

34часа



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.