Рабочая программа (с аннотацией) учебного курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность

Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа "Гелиос"

Аннотация к рабочей программе
учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с пунктом 31.1.
ФГОС НОО и реализуется 4 года с 1 по 4 класс.
Рабочая программа разработана группой учителей: Бабушкиной Т.Н., Давыдовой В.В., Моисейкиной Т.А., Тихоновой Е.А. в соответствии
с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по учебному курсу внеурочной
деятельности «Функциональная грамотность».
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» является частью ООП НОО, определяющей:
-содержание;
-планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества академических часов, отводимых на изучение
каждой темы и возможностью использования Э(Ц)ОР.
Рабочая программа согласована с заместителем директора по воспитательной работе НОУ СОШ «Гелиос».

30.08.2023

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и
«Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного
для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

3

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1
занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по
формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно
изменить.
Формы организации занятий:


Предметные недели;



Библиотечные уроки;



Деловые беседы;



Участие в научно-исследовательских дискуссиях;



Практические упражнения

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных
произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка прочитанного.

4

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама,
цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух
и его свойства, соль и еѐ свойства, вода и еѐ свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2 КЛАСС
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и
научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана;
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и
нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и
истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских
карт, фальшивые и повреждѐнные деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мѐдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды
корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3 КЛАСС
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
5

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа
с графиками.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы
(выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Естественно-научная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
. 4 КЛАСС
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов
покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты
труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель,
благотворительный фонд.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями:
многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования
человеком.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о
семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-

овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных

связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
7

Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и
взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,
для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
8

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.

9

Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
№
п/п
1.
2.
3.
4.

№
п/п
1

Тема
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественно-научная грамотность
Итого:

Раздел

Кол-во
часов
1
1

Читательская
грамотность

1
1
1
1

Количество часов
2 класс
3 класс
9
9
8
8
8
8
9
9
34
34

1 класс
8
8
8
9
33

Содержание программы 1 класс (33 ч)
Содержание

4 класс
9
8
8
9
34

Формы внеурочной деятельности

В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
Грузинская сказка. Лев и заяц.
Русская народная сказка. Как лиса училась
летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

1
Итого
2.

Математическая
грамотность

1
8
1
1
1

10

1
1
1
1

3.

Итого
Финансовая грамотность

1
8
1
1
1
1
1

Как петушок и курочки делили бобовые
зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка и лисичку.
Про медведя, лису и мишкин мед.

За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь прибыль делили.
Как мужик золото менял.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

1
1

4.

Итого
Естественно-научная
грамотность

1
8
1
1
1
1
1
1
1

11

Итого
Итого

№
п/п
1

Раздел

1
1
9
33

Кол-во
часов
1

Читательская
грамотность

1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
2.

Математическая
грамотность

9
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание программы 2 класс (34 ч)
Содержание

Формы внеурочной деятельности

Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Полевой хомяк.
Про бобров.
Позвоночные животные.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

12

3.

Итого
Финансовая грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1

4.

Итого
Естественно-научная
грамотность

Итого
Итого

№
п/п

Раздел

8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
34

Кол-во
часов

Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Содержание программы 3 класс (34 ч)
Содержание
13

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская
грамотность

1
1
1
1
1
1
1
1
1

2.

Итого
Естественно-научная
грамотность

9
1
1
1
1
1
1

3.

Итого
Финансовая грамотность

1
1
8
1
1
1
1

1

1

Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Проверь себя

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вклад выигрыш.
На что тратятся семейные деньги? Виды
расходов.
На что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи.
Как сэкономить семейные деньги?

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

1
14

Итого
4.

Математическая
грамотность

1
8
1
1
1
1
1
1
1

Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные (нерегулярные)
доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные деньги.
Проверь себя

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

1
Итого
Итого

№
п/п
1

Раздел
Читательская
грамотность

1
9
34

Кол-во
часов
1
1
1
1

Содержание программы 4 класс (34 ч)
Содержание
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и головные
уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство и предметы обихода
русской избы.
15

Формы внеурочной деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

2

История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России
Проверь себя

1
1

2.

3.

Итого
Естественно-научная
грамотность

Итого
Финансовая грамотность

Итого
4.

Математическая
грамотность

1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
8
2
1
1
2
1
1
8
1
2
1
1
2
1

Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в путешествие.
Творческие работы

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

1
16

Итого
Итого

9
34

17



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.