Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа "Гелиос" Аннотация к рабочей программе учебного курса внеурочной деятельности «Скорочтение» Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Скорочтение» разработана в соответствии с пунктом 31.1. ФГОС НОО и реализуется 1 год во 2 классе. Рабочая программа разработана тренером по скорочтению Саленко Г.АА. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по учебному курсу внеурочной деятельности «Скорочтение». Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Скорочтение» является частью ООП НОО, определяющей: -содержание; -планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные); -тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества академических часов, отводимых на изучение каждой темы и возможностью использования Э(Ц)ОР. Рабочая программа согласована с заместителем директора по воспитательной работе НОУ СОШ «Гелиос». 30.08.2023 Пояснительная записка Рабочая программа к учебному курсу внеурочной деятельности «Скорочтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской «Программы по скорочтению». Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. Курс рассчитан на 2 часа в неделю: по 64 ч в год. Программа курса «Скорочтение» реализуется в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом. Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка. Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, то в большинстве случаев все затрудняют детям понимание прочитанного. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно, выразительно. Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь. Цель реализации программы: создание условий для развития навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации. Задачи: - освоение приёмов и техник скорочтения; - развитие памяти и внимания; - улучшение понимания прочитанной информации; - развитие навыков логического мышления; - развитие умения работать с текстом (анализ структуры текста); - развитие речи. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА Личностные результаты В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного существенный признак для классификации, классифицироватьпредложенные объекты; педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи наоснове предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать измененияобъекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (наоснове предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; среде; 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Планируемый предметный результат: - увеличение скорости чтения; - освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания; - активизация высших психических функций; - расширение поля зрения; - освоение алгоритма рационального чтения. Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате работы по программе обучающиеся должны уметь: - логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; - обоснованно делать выводы, доказывать. - максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение; - применять новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности. Обучающиеся научатся: - сокращать время выполнения домашней работы; - увеличивать скорость чтения в 2 и более раз; - увеличивать скорость и качество запоминания текстов; Содержание занятий. Артикуляция. Ударения. Логическое ударение. Орфоэпический словарь. Интонация при чтении. Паузы. Тон и сила голоса. Ритм и темп чтения. Чистоговорки и скороговорки. Разные виды чтения. Чтение на основе логического мышления. Приемы осмысленного чтения. Упражнения на наращивание словарного запаса, расширения бокового зрения, выделения деталей и главного, наращивания скорости чтения. Игры со словами. Тест Струпа на развитие межполушарного взаимодействия. Корректурная проба, зачеркушки. Горизонтальные и вертикальные клиновидные таблицы. Таблицы Шульте разной сложности. Зашумлённые тексты. Таблицы Шульте для скорочтения. Графические шифровки разных видов по схемам, по порядку чисел. Лабиринты. Чтение разных графических текстов: лабиринты, спиральки. Нейротренажёры. Облако слов. Составление небольших текстов. Приемы и методы. Артикуляционная гимнастика; чтение слогов, текста; упражнения на слуховую память; упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд; упражнения на концентрацию внимания; упражнения на логическое мышление; корректурная проба. Структура занятия. Занятия проводятся направленности: 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 90 минут. Каждое занятие включает в себя упражнения разной 1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата. 2. Работа со скороговорками. 3. Работа со слоговыми таблицами. 4. Работа с «Таблицами Шульте». 5. Работа с текстом на время. 6. Упражнения на развитие угла зрения. 7. Упражнение на развитие зрительной памяти. 8. Упражнение «Корректурная проба». 9. Упражнение на развитие слуховой памяти 10. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий. 11. Упражнение на внимание. 12.Упражнение на развитие наглядно-образной памяти. 13. Нейрогимнастика. 14. Упражнение на развитие словарного запаса. Виды организации внеурочной деятельности Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: - игровая деятельность - познавательная деятельность - проблемно-ценностное общение - досугово-развлекательная деятельность - художественное творчество Формы организации внеурочной деятельности - игра - соревнование - встреча - круглый стол Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания № 1. 2. 3. 4. 5. 6-7. 8. 9. 10-11. 12. 13-14. 15-16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23-24. 25-26. 27-28. 29-30. 31. 32. Тема Вводное занятие. Алфавит – к мудрости ступенька. Чтение – к мудрости движение. Тайны гласных звуков. Тайны согласных звуков. Хитрые буквы Е, Ё, Ю, Я. Мир согласных звуков. Станция шипящих. Дружба шипящих с гласными. Станция сонорных. Автобус номер двадцать шесть. Игры с буквами и словами. Его величество ударение. Ударения важны, ударения нужны. Орфоэпический словарь в подарок. Логическое ударение. Отвечали? Спросим! В прятки со словами. Ералаш. Учимся вчитываться в смысл предложения. Стихи-небылицы. Интонация. Сто! Сделай паузу! Повышаем и понижаем голос. Тон и сила голоса. Чистоговорки. Скороговорки. Количество часов 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 Ритм и темп речи. 1 34. 35. 36. 37-38. 39-40. 41. 42-43. 44-45. 46-47. Чтение к мудрости ступенька. Игры с буквами и словами. Тест Струпа. Клиновидные таблицы. Корректурная проба. Зачеркушки. Чтение со шторкой. Таблицы Шульте разной сложности. Лабиринты. Чтение по лабиринту слов и текстов.. Чтение по спирали. Таблицы Шульте для скорочтения. 1 1 1 2 2 1 2 2 2 48-49. Упражнения для быстрого чтения. Читаем и думаем. Шифровки разных видов. Зашумлённые тексты. Чтение с решёткой. Нейротренажёры «Читай – показывай», «Алфавит», Анаграммы. Тексты с переставленными буквами. Графические шифровки по схемам, по порядку чисел. Облако слов. Собираем слова из облака. Составление небольших текстов. Повторение и обобщение. 2 33. 50-51. 52-53. 54-55. 56,57,58. 59-60. 61-62. 63. 64. 2 2 2 3 2 2 1 1