Рабочая программа (с аннотацией) учебного курса внеурочной деятельности Шахматы

Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа "Гелиос"

Аннотация к рабочей программе
учебного курса внеурочной деятельности «Шахматы»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Шахматы» разработана в соответствии с пунктом 31.1. ФГОС НОО и
реализуется 2 года с 1 по 2 классы.
Рабочая программа разработана тренером Лысенко М.А. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию
образовательной деятельности учителем в школе по учебному курсу внеурочной деятельности «Шахматы».
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Шахматы» является частью ООП НОО, определяющей:
-содержание;
-планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества академических часов, отводимых на изучение
каждой темы и возможностью использования Э(Ц)ОР.
Рабочая программа согласована с заместителем директора по воспитательной работе НОУ СОШ «Гелиос».

30.08.2023

Пояснительная записка
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы развивает
концентрацию и усидчивость, что положительно сказывается на школьной успеваемости.
Начальный курс по обучению игре в шахматы прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса
имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых
ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант распределения программного
материала, приводится перечень шахматных игр.
Цели программы:
1. Обучить правилам игры в шахматы.
2. Развить логическое мышление и интеллектуальные способности детей младшего школьного возраста.
3. Привить интерес к спорту и интеллектуальным играм.
Задачи:
1.

Познавательные: освоение комплекса шахматных правил и терминов, умение записывать партии и решать шахматные задачи, знакомство

с историей шахмат и творчеством чемпионов мира.
2.

Интеллектуальные: расширение кругозора, развитие памяти, абстрактного и логического мышления.

3.

Воспитательные: выработка целеустремленности, выдержки, усидчивости, повышение концентрации внимания.

4.

Эстетические: развитие творческого мышления и фантазии, умение находить во время партии нестандартные решения и комбинации.

5.

Коррекционные: выработка способности концентрироваться и длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности у гиперактивных

детей.

Формы организации занятий: занятия содержат теоретическую часть (групповые занятия) и практическую (разыгрывания в парах).
Изучение теоретического материала проходит с индивидуальным подходом к каждому учащемуся и подробному разъяснению наиболее сложных
для ученика моментов.
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат, решение учебных упражнений аналитического и творческого характера, а также
игровую

практику.
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятелности

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами учебного
предмета.
В результате изучения шахмат на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному спортивному историческому наследию, изучение шахматной истории, биографии и партий
отечественных гроссмейстеров и чемпионов мира по шахматам, владение достоверной информацией о роли советских и российских шахматистов
в шахматной теории и истории;
2) духовно-нравственного и социального воспитания:
готовность оценивать свои действия и поступки, нести ответственность за свой выбор, взаимодействовать в коллективе, уважительно относиться
к сопернику;
3) ценностей научного познания:
интерес к обучению, познанию и интеллектуальной деятельности, привычка к работе с литературой, готовность и способность к самообразованию,
формирование навыков работы с печатными текстами и решения шахматных задач;

4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни и здоровья, отношение к шахматам как к спорту, установка на здоровый образ жизни, формирование представления о
необходимости развития выносливости и хорошей физической формы для успешного выступления в соревнованиях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы шахмат отражают овладение универсальными учебными действиями –
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Знакомство с курсом шахмат помогает овладеть навыком эффективного запоминания и систематизирования информации, решения задач
различного рода. Характер шахматной игры помогает развить логическое мышление, строить логические умозаключения, развивает умение
обобщать и классифицаровать информацию, находить взаимосвязи, составлять план действий.
Групповая и парная форма работы позволяет развить коммуникативные навыки, сопоставлять свои способы решения задач и
разыгрываний со способами одногруппников. Совместная аналитическая работа помогает находить оптимальные решения и помогает осознать
преимущества как командной работы и работы в паре, а индивидуальная работа в партиях предполагает развитие интеллекта ребенка,
целеустремленности, стремления к победе и личной ответственности за результат.
Шахматы помогают находить в учебных и жизненных ситуациях проблемы, требующие решения, и подбирать оптимальный подход к
решению проблемы, развивают навык оценивать текущую ситуацию как на шахматной доске, так и в жизни, составлять план ее оптимизации.
Приобретенные навыки самоконтроля приучают внимательно относиться к каждому своему действию и каждому сделанному ходу.
Необходимость думать и считать варианты за соперника развивает эмоциональный интеллект и способность поставить себя на место другого
человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


овладение правилами игры в шахматы



освоение терминов «шах», «мат», «пат», «рокировка», «взятие на проходе» и прочих



изучение и способность к применению в партиях не менее пяти тактических приёмов



умение ставить мат одинокому королю двумя ладьями, одним ферзём и одной ладьей



навык самостоятельного решения шахматных задач на мат в 1 и 2 хода



изучение нескольких шахматных дебютов и краткой истории шахмат



освоение турнирных правил и готовность к участию в соревнованиях.

Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания 1 год обучения
Общая тематика курса
Раздел
1. Правила игры в
шахматы
2. Дебютная
подготовка
3. Миттельшпиль и
стратегия
4. Эндшпиль
5. Тактическая
подготовка
ИТОГО

Кол-во
часов

Темы
Первоначальная расстановка фигур на доске. Правильное
положение шахматной доски. Ходы фигур. Взятие фигур.
Взятие на проходе.
Шах. Мат. Пат. Рокировка. Проведение пешки в ферзя
Как начинать партию. Основные принципы дебюта.
Учебные партии по открытым дебютам.
Борьба за центр, развитие фигур, оценка позиции. Атака на
короля. Комбинация, жертва.
Матование одинокого короля тяжелыми фигурами.
Простейшие пешечные окончания. Правило квадрата.
Понятие о тактике и тактических приемах. Вилка. Связка.
Двойной удар. Вскрытый шах, двойной шах и их
разновидности. Спёртый мат. Конкурсы решения задач.

Образовательные ресурсы

7

Учебник «Учимся у пешечки»
Лысенко М.А.

6

Учебник «Учимся у пешечки»
Лысенко М.А.
Видеоуроки на канале Мария Лысенко.
LoveChess
Видеоуроки

4
5
12
34 часа

Интернет-портал lichess.org (решение
тактических задач)



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.