ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Вдумчивое чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение». Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках научно-познавательного направления. Цель программы «Вдумчивое чтение» – возрождение системы занятий по досуговому (внеклассному) чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников, как дома, так и на занятиях в школе в условиях, как основного, так и дополнительного образования. Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи: формирование читательской компетенции младших школьников; совершенствование навыка чтения обучающихся; формирование мотивации чтения младших школьников, развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы; знакомство обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами; формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей; формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности; формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников; выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения; формирование информационной культуры школьников через освоение разных стратегий работы с текстами; развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся. Программа «Вдумчивое чтение» рассчитана на обучающихся начальной общеобразовательной школы, увлекающихся художественной литературой и литературно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Продолжительность курса занятий в начальной школе определена из расчета 34 часа (по одному часу в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Произведения о детях и для детей. О наших близких, о семье. Произведения о родной природе. Произведения о братьях наших меньших Произведения о чудесах и фантазии. Юмористические произведения. Зарубежная литература. Библиографическая культура ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы. Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей. Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе. Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД: самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Познавательные УУД: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; Коммуникативные УУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ различать художественные произведения и познавательные тексты; различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам; пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица; читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений); сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы; ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям; выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Мир вечного детства 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 8 (http://www.litstudia. ru/method/present.html) 2 Моя малая Родина 6 http://www.lit-studia.ru/articles/rasskazy-i-skazki-sergeya-georgieva.html 3 Мир удивительных путешествий и приключений 10 (http://www.litstudia.ru/method/present/prezentaci ya-viktorina-po-romanu-d.-defopriklyucheniya-robinzonakruzo.html ). 10 (http://www.litstudia.ru/method/present/prezentaci ya-igra-znaesh-li-zhitelej-stranychudes-po-skazke-l.-kerrolla.html ). 4 Страна Фантазия ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34