Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности Вдумчивое чтение НОО 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Вдумчивое чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании
программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение». Программа реализуется во
внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках научно-познавательного направления.
Цель программы «Вдумчивое чтение» – возрождение системы занятий по досуговому (внеклассному) чтению, в рамках которых учитель может
организовать самостоятельное чтение младших школьников, как дома, так и на занятиях в школе в условиях, как основного, так и дополнительного
образования.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:


формирование читательской компетенции младших школьников;



совершенствование навыка чтения обучающихся;



формирование мотивации чтения младших школьников, развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;



знакомство обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;



формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;



формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;



формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;



выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на
уроках литературного чтения;



формирование информационной культуры школьников через освоение разных стратегий работы с текстами;



развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.
Программа «Вдумчивое чтение» рассчитана на обучающихся начальной общеобразовательной школы, увлекающихся художественной

литературой и литературно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Продолжительность курса занятий в
начальной школе определена из расчета 34 часа (по одному часу в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская).
Произведения о детях и для детей.
О наших близких, о семье.
Произведения о родной природе.
Произведения о братьях наших меньших
Произведения о чудесах и фантазии.
Юмористические произведения.
Зарубежная литература.
Библиографическая культура

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и
чтения произведений художественной литературы.



Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.



Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.



Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
самоорганизация:


планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;



выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:


устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;



корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:


формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной

(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;


принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,

обсуждать процесс и результат совместной работы;


проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;



ответственно выполнять свою часть работы;



оценивать свой вклад в общий результат;



выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Познавательные УУД:


сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать

основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;


объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;



определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;



находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность

событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;


устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе

текста, характеристике поступков героев;


формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,

классификации, сравнения, исследования);


прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;



согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;



распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её

проверки;


соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при

поиске информации в сети Интернет;


анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

Коммуникативные УУД:


воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;



проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;



признавать возможность существования разных точек зрения;



корректно и аргументированно высказывать своё мнение;



строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;



создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);



готовить небольшие публичные выступления;



подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


различать художественные произведения и познавательные тексты;



различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать
лирическое произведение от эпического;



понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к
учебным и художественным текстам;



пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;



читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;



составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);



сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;



ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;



выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;



использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.



характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей;
выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по
предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);


отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в
тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;



объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в
прямом и переносном значении

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Мир вечного детства
1

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

8

(http://www.litstudia.
ru/method/present.html)

2

Моя малая Родина

6

http://www.lit-studia.ru/articles/rasskazy-i-skazki-sergeya-georgieva.html

3

Мир удивительных путешествий и
приключений

10

(http://www.litstudia.ru/method/present/prezentaci
ya-viktorina-po-romanu-d.-defopriklyucheniya-robinzonakruzo.html ).

10

(http://www.litstudia.ru/method/present/prezentaci
ya-igra-znaesh-li-zhitelej-stranychudes-po-skazke-l.-kerrolla.html ).

4

Страна Фантазия

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».