Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности Занимательный русский язык НОО 1-3 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебного курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской
программы Л.В. Мищенковой. Курс «Занимательный русский» разработан как дополнение к курсу «РПС» (развитие познавательных способностей)
для начальной школы.
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать
коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика
русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Место курса в плане внеурочной деятельности: учебный курс предназначен дляобучающихся 1–4-х классов; рассчитан на
1 час в неделю в каждом классе.

1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
Количество часов в неделю

1

1

1

1

Количество часов в год

33

34

34

34

СОДЕРЖАНИЕ У Ч Е Б Н О Г О КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов,
работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания наразвитие познавательного интереса к русскому языку.
Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами- неологизмами архаизмами,
фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в
речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку
Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковыезадания на развитие познавательного
интереса к русскому языку.
Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданнойситуации.
Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок,
разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм
самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся,
исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей
личности. Данный курс представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление,
расширение и углубление знаний, полученных обучающимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к
его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти,
внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми
элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого
интереса к изучению русского языка, лёгкому усвоению и запоминанию материала.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются
умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения заданий определенного вида. На этом этапе у детей формируется
такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении
заданий любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения заданий. Такой формой работы
создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты
мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может
происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в
своих силах (для таких учащихся подбираются задания, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность,
интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала
активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Для проведения занятий разработаны следующие учебные пособия:
а) методическое пособие для 1-4 класса «Занимательный русский язык», в котором излагается один из возможных вариантов работы
с заданиями, помещенными в тетрадях.
б) тетради на печатной основе «Занимательный русский язык» в 2-х частях.
В предлагаемых пособиях создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у
младших школьников с целью расширения лингвистического кругозора обучающих через систему развивающих занятий, включающих
в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать
выводы, иллюстрировать их примерами.
Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Педагогическое руководство состоит в создании условий для работы, поощрении самостоятельных поисков решений задач,
стимулировании творческой инициативы. Специфическая форма организации занятий позволит обучающимся получить специальные
навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Основные виды деятельности учащихся:


решение занимательных и игровых заданий;



знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;



самостоятельная работа;



работа в парах, в группах;



творческие работы.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание
своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания,
уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил
здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение
к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. В сфере
понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)

базовые логические действия:



сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;



объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;



определять



находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных инаблюдениях на основе предложенного

существенный

признак

для

классификации,

классифицироватьпредложенные объекты;

педагогическим работником алгоритма;


выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи наоснове предложенного алгоритма;



устанавливать

причинно-следственные

связи

в

ситуациях,

поддающихсянепосредственному наблюдению или

знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:

2)


определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) наоснове предложенных педагогическим

работником вопросов;


с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать измененияобъекта, ситуации;



сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (наоснове предложенных критериев);



проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлениюособенностей объекта изучения и

связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);


формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта,

измерения, классификации, сравнения, исследования);


прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия ваналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:

3)


выбирать источник получения информации;



согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;



распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим

работником способа ее проверки;



соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних

обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;


анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;


самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:

1)


воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;



проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалогаи дискуссии;



признавать возможность существования разных точек зрения;



корректно и аргументированно высказывать свое мнение;



строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;



создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);



готовить небольшие публичные выступления;



подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:

2)


формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в

стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;


принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,

договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;


проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;



ответственно выполнять свою часть работы;



оценивать свой вклад в общий результат;



выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:

1)


планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;



выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:

2)


устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;



корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном»представлены с учетом специфики
содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности.
Русский язык:


первоначальное представление о многообразии языков и культур на территорииРоссийской Федерации, о языке как одной

из главных духовно-нравственных ценностей народа;


понимание роли языка как основного средства общения;



осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;



понимание роли русского языка как языка межнационального общения;



осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культурычеловека;



овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного

русского литературного языка;


использование в речевой деятельности норм современного русского литературного

языка и речевого этикета.
Литературное чтение:


осознание значимости художественной литературы и произведений устного народноготворчества для всестороннего развития

личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений



и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.



Предполагаемые результаты:
- расширенный углублѐнный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русскийязык;
-

участие в олимпиадах; интеллектуальных конкурсах;

-

создание условий поверить в собственный талант и неповторимость;

-

повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного год

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с учетом рабочей программы воспитания

1 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Итого

Темы

Количество часов

Фонетика.
Словообразование.
Лексика.
Морфология.
Пословицы и поговорки.
Игротека.
Текст.

3
3
5
5
6
8
3
33ч.

2 класс
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Итого

Темы

Количество часов

Фонетика
Словообразование
Лексика
Морфология
Пословицы и поговорки

3
6
7
7
4

Игротека

7
34ч.
3 класс

№п/п
1.
2.
3.

Темы
Что нужно для общения
Фразеологизмы. Значение и происхождение
фразеологизмов.
Пословицы и поговорки

4.
5.
6.

Какие бывают в грамматике группы слов
Что такое родственные слова и формы слов
Каждому слову свое место

Количество часов
4
5
4
4
4
5

7.
Итого

Игротека

8
34ч.

4 класс
№п/п
1.

Темы
Учимся различать слова. Работа над рифмами.

Количество часов
6

2.

Крылатые слова и афоризмы. Фразеологизмы.

5

3.

Пословицы и поговорки. Загадки.

3

4.
5.

Словесные забавы
Текст. Тема. Главная мысль.

5
2

6.

О русских фамилиях и именах

2

7.
8.

Повторяем.
Игротека

4
7

Итого

34ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».