ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебного курса внеурочной деятельности «Занимательный русский» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой. Курс «Занимательный русский» разработан как дополнение к курсу «РПС» (развитие познавательных способностей) для начальной школы. Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: - развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; - пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; - развитие мотивации к изучению русского языка; - развитие творчества и обогащение словарного запаса; - совершенствование общего языкового развития учащихся; - углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. - формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. - приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; - развивать умение пользоваться разнообразными словарями; - учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Место курса в плане внеурочной деятельности: учебный курс предназначен дляобучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю в каждом классе. 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс Количество часов в неделю 1 1 1 1 Количество часов в год 33 34 34 34 СОДЕРЖАНИЕ У Ч Е Б Н О Г О КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Словообразование. Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания наразвитие познавательного интереса к русскому языку. Лексика. Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами- неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка. Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку Морфология. Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковыезадания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Пословицы и поговорки. Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданнойситуации. Игротека. Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных обучающимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности. Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, лёгкому усвоению и запоминанию материала. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения заданий определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении заданий любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения заданий. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задания, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Для проведения занятий разработаны следующие учебные пособия: а) методическое пособие для 1-4 класса «Занимательный русский язык», в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях. б) тетради на печатной основе «Занимательный русский язык» в 2-х частях. В предлагаемых пособиях создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью расширения лингвистического кругозора обучающих через систему развивающих занятий, включающих в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Педагогическое руководство состоит в создании условий для работы, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. Специфическая форма организации занятий позволит обучающимся получить специальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Основные виды деятельности учащихся: решение занимательных и игровых заданий; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком; самостоятельная работа; работа в парах, в группах; творческие работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных инаблюдениях на основе предложенного существенный признак для классификации, классифицироватьпредложенные объекты; педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи наоснове предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихсянепосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; базовые исследовательские действия: 2) определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) наоснове предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать измененияобъекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (наоснове предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлениюособенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия ваналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: 3) выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: 1) воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалогаи дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; совместная деятельность: 2) формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: 1) планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: 2) устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном»представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности. Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и культур на территорииРоссийской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культурычеловека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народноготворчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста. Предполагаемые результаты: - расширенный углублѐнный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русскийязык; - участие в олимпиадах; интеллектуальных конкурсах; - создание условий поверить в собственный талант и неповторимость; - повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного год ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с учетом рабочей программы воспитания 1 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Итого Темы Количество часов Фонетика. Словообразование. Лексика. Морфология. Пословицы и поговорки. Игротека. Текст. 3 3 5 5 6 8 3 33ч. 2 класс №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Итого Темы Количество часов Фонетика Словообразование Лексика Морфология Пословицы и поговорки 3 6 7 7 4 Игротека 7 34ч. 3 класс №п/п 1. 2. 3. Темы Что нужно для общения Фразеологизмы. Значение и происхождение фразеологизмов. Пословицы и поговорки 4. 5. 6. Какие бывают в грамматике группы слов Что такое родственные слова и формы слов Каждому слову свое место Количество часов 4 5 4 4 4 5 7. Итого Игротека 8 34ч. 4 класс №п/п 1. Темы Учимся различать слова. Работа над рифмами. Количество часов 6 2. Крылатые слова и афоризмы. Фразеологизмы. 5 3. Пословицы и поговорки. Загадки. 3 4. 5. Словесные забавы Текст. Тема. Главная мысль. 5 2 6. О русских фамилиях и именах 2 7. 8. Повторяем. Игротека 4 7 Итого 34ч.