ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развитие личности ребенка – приоритетное направление современного образования, положенное в основу Государственных стандартов. Программа учебного курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская» является программой общекультурного направления, которая предназначена для раскрытия творческих способностей в области декоративно-прикладного искусства. Курс носит интегрированный характер. Чередование различных техник декоративно-прикладного творчества помогает самоопределению ребенка в том или ином виде деятельности, способствуя наилучшей реализации в одном (или нескольких) из них. Разнообразие видов рукоделия помогает расширить круг творческих интересов ребенка. Освоив различные техники, учащиеся получат возможность комбинировать их, создавая уникальные продукты творчества. Интерес учащихся поддерживается возможностью практического применения умений и навыков (создание сувениров, подарков к праздникам, участие в выставках и т.д.) Индивидуальный труд обучающихся заключается в том, что под общим руководством учителя, ученик самостоятельно выполняет задание. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость заданий подобрана с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов. Цель: максимальное раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда и создание условий для творческой самореализации личности. Задачи курса направлены на: Развитие воображения, интеллекта, фантазии, технического мышления, конструкторских способностей, формирования познавательных интересов; Развитие умения составлять план действий и применять его в творческом процессе, основанном на поэтапных преобразовательных действиях; Развитие умения оказывать помощь другим, принимать различные роли – ведомого, ведущего, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; Формирование эстетической восприимчивости и художественного вкуса на основе знакомства с различными видами прикладного художественного творчества; Воспитание гармоничной личности, здоровой физически, психически и духовно. Развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, расширение сенсорного опыта; Формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний, умений и навыков в области технологии обработки различных материалов; Организация учебного процесса: Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу и составляют 34 часа в год. Программа рассчитана на обучение детей 7 - 10 лет. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Техника безопасности; Виды материалов: природные, бросовые, бумага, ткань; Способы разметки деталей, правила рациональной разметки; Основные приемы соединения деталей с помощью клея, ниток, пластилина, булавок; Технология ручной обработки материалов; Элементы графической грамоты; Конструирование и моделирование; Знакомство с понятиями «вышивка», «окрашивание», «панно», «топиарий», «мозаика», «плетение»; ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи; • предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; • положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности; • уважение к чужому труду и результатам труда; • ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности; • интерес к различным конструкторско-технологической деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату; Познавательные УУД: осуществлять поиск нужного познавательного материала работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа; находить информацию, заданную в тексте в виде знака, символа, таблицы, схемы; выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения; проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям; ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задачи. Коммуникативные УУД: осуществлять поиск нужного познавательного материала работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа; находить информацию, заданную в тексте в виде знака, символа, таблицы, схемы; выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения; проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающиеся должны иметь представление: о возможности выполнения аппликации, мозаики, плетения из разных материалов; об одинаковых свойствах разных материалов; о различных свойствах каждого из встречающихся в программе материалов; Овладеть общеучебными умениями: анализировать объекты труда, наблюдая, сравнивая, выделяя сходное и различное с целью определения существенных для выполнения работы характеристик; решать творческие задачи по заданным условиям; самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему; контролировать свою деятельность на всех этапах работы; сотрудничать при выполнении коллективных работ; Должны знать и понимать: термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение; свойства материалов, из которых можно плести, лепить, сделать аппликацию, мозаику, оригами; названия инструментов, приспособлений и правила работы с ними; разные приемы разметки деталей из бумаги; приемы разметки ткани с помощью продергивания нитей; способы соединения материалов с помощью клея, пластилина, ниток, переплетения; различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки; Должны уметь: вырезать из бумаги детали прямоугольные, в форме круга, овала, вырезать симметрично; складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования; плести пряди из различных материалов; выполнять швы по прямой линии; экономно размечать детали на бумаге; соединять детали разными способами; самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца; самостоятельно ориентироваться в задании на творческое воображение; самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий в работе по образцу; контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с учетом рабочей программы воспитания № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Элементы графической грамоты. Разметка деталей 5 https://kopilkaurokov.ru 2 Материалы и их свойства 5 https://urok.1sept.ru/ 3 Конструирование и моделирование изделий 8 http://stranamasterov.ru 4 Способы соединения деталей 8 https://www.maam.ru/ 5 Декорирование изделий 8 mir-rukodelia.ru ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34