ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Оригами» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Цель программы раскрытие творческого потенциала ребёнка посредством занятий «Оригами». Основная задача обучения – создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности . Программа курса внеурочной деятельности «Оригами» направлена на развитие духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Отличительные особенности программы: Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что работа ведется от простого к сложному. Программа охватывает несколько видов оригами и техник бумагопластики. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Занимаясь оригами, дети получают возможность: - самостоятельно овладеть различными приѐмами и способами действий с бумагой. Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами ребѐнок сумеет выполнить самые разнообразные изделия игрушки, сувениры, плоскостные и объѐмные композиции. Содержание программы. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Программа курса внеурочной деятельности помогает индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью и приобщить к творчеству. Программа включает в себя следующие виды работы с бумагой: аппликация, айрисфолдинг, папье – маше, коллаж, оригами. Применение различных техник показывает разнообразие использования бумаги как пластического материала для творчества. Работа с бумагой - это художественный труд, который способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Конструируя, ребёнок развивается умственно. Развивается смекалка, сообразительность, память, пространственно- ассоциативное и логическое мышление. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) Изучение оригами во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические и исследовательские действия: ориентироваться в терминах, используемых в процессе творчества; воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую); анализировать форму, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции; сравнивать, Работа с информацией: У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе; понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней. Коммуникативные универсальные учебные действия участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем). Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация и самоконтроль: принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу; действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию, принимать участие в коллективном построении простого плана действий; понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ; организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы; выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям. Совместная деятельность: проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества; принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Оригами» 1. Личностные универсальные учебные действия: -формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании. -эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; -эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; -чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, стремиться к совершенствованию собственной поделки; 2. Регулятивные универсальные учебные действия: -способность справляться с жизненными задачами; -планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; -контролировать своё время и управлять им; -решать задачи; принимать решения. 3. Познавательные универсальные учебные действия: -формирование знаний о способах, приёмах работы с пластилином для получения запланированного результата; -владение различными техниками работы с пластилином; -приобретение практических навыков различного вида мастерства. 4. Коммуникативные универсальные учебные действия: -умение устанавливать рабочие отношения, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; -умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; -умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение 5. Предметные результаты: -сформированность общих представлений о профессии художника, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры; -сформированность первоначальных представлений о пластичных свойствах бумаги; -овладение технологическими приёмами моделирования; -приобретение опыта практической преобразовательной деятельности; -сформированность умений безопасного пользования необходимыми инструментами. Формы реализации дополнительной образовательной программы: в работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. Занятия проводятся в индивидуальной, групповой форме. Итоги в форме выставок, творческих конкурсов, практического применения поделок в форме подарков к праздникам. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с учетом рабочей программы воспитания "Оригами" (34 часа) 2 класс № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Оригами (искусство складывания бумаги) Количество часов 13 2 3 4 Модульное оригами Айрис фолдинг Силуэтное вырезание 3 2 3 5 Коллаж 2 6 Объемная аппликация 5 7 Папье маше 2 8 Бумажный тоннель 2 9 Киригами 1 Электронные образовательные ресурсы https://rutube.ru/video/0bdbf8ffc34271804e0b3cb4ea6e3a40/ https://yandex.ru/video/preview/12353873362413749640 https://my.mail.ru/mail/plotssergey/video/_myvideo/37.html https://stranamasterov.ru/pop-master-class/328%2C451 https://yandex.ru/video/preview/894239637927932960 https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-po-teme-siluetnoevirezanie-1304850.html https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/osnovy-kollazha-dlyanachinayushchikh-stili-vybor-fona-i-sekrety-kompozitsiy/ https://ru.pinterest.com/pin/68744037748/ https://ru.pinterest.com/pin/1759287347413575/ https://www.livemaster.ru/topic/15737-pape-mashe-obzormaterialov-i-tehnologij https://www.livemaster.ru/topic/70617-interesnayabumazhnaya-tehnika-tunnel-book https://vplate.ru/hobbi/kirigami/ Все работы, связанные с изменением формы листа бумаги – это уже техника «бумагопластика». Виды работ в технике «бумагопластика»: 1. Простая аппликация (от лат. «прикладывание») – наклеивание готовых деталей из цветной бумаги на плотную основу – картон (это для детей раннего возраста; для более старших детей – процесс вырезания деталей – самостоятельная работа). 2. Объемная аппликация – смятие целого листа бумаги или части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием по контуру рисунка, нанесенного на картон. Объемную аппликацию часто называют просто «бумагопластикой». Разновидностью объемной аппликации являются: - скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка; - скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка. 3. Папье-маше (с фр. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги клеящим веществом (как правило – ПВА). Работа идет в два этапа: 1. непосредственно изготовление формы из папье – маше; 2. раскрашивание высохшей формы. 4. Оригами (с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Традиционным, классическим способом считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания бумаги. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами. Это - игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой. Для изготовления сложных фигур оригами используют базовые элементы: квадрат, треугольник, книжка, дверь, блин, рыба, лягушка, птица и др. С их помощью можно создавать более сложные фигуры. 5. Модульное оригами - одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. 6. Киригами (с японского – «резать бумагу») - разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, получаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. Примером простого «киригами» являются снежинки. 7. Айрис Фолдинг Айрис-фолдинг – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. 8. Силуэтное вырезание Силуэтное вырезание — это вид рукоделия, при котором с помощью ножниц или ножа из бумаги по трафарету вырезаются различные ажурные картинки. Готовые работы называют вытынанками. 9. Коллаж Коллаж — это техника создания целостного произведения из ряда других элементов, отличных по фактуре, цвету, материалу, происхождению. Эта разнородность дает контраст, динамику и новое прочтение привычным вещам и позволяет коллажу оставаться актуальным и в XXI веке. 10. Бумажный тоннель Это техника рукоделия, при которой изделия изготавливаются из бумаги по принципу вырезания и многослойности. В результате получается трёхмерная открытка.