ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного курса «Современная русская стилистика: анализ текста, написание творческих работ» предназначена для учащихся 10 – 11 классов. Данная программа составлена на основе программно-методического материала С.С. Вартапетова «Современная русская стилистика» Программно-методические материалы. Русский язык 10-11 классы.- М., 2008 г. и монографии Е.В. Корчагиной «Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста». – М., 2009. Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы, и позволяет углубить содержание базового учебного предмета «русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку. Курс знакомит учеников с лексической стилистикой, сферой употребления лексических единиц, а также богатыми средствами художественной выразительности языка. Деятельность школьников будет направлена на практическое усвоение сведений о всех основных функциональных стилях русского языка: научного, официально-делового, газетно-публицистического, разговорно-обиходного. Специфика каждого стиля будет раскрываться путём сопоставления с другими. Программой утверждается мысль о том, что язык художественной литературы не является одной из функциональных разновидностей русского литературного языка, т.к. стиль художественного произведения зависит от языковых приёмов автора и жанровых особенностей произведения. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ СТИЛИСТИКА: АНАЛИЗ ТЕКСТА, НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» Текст как единица языка. Основные признаки текста. Структурные характеристики текста. Признаки текста: смысловая законченность, целостность, связность. Средства и способы связи структурных компонентов текста. Основные типы текстов. Типы речи. функционально-стилевые, жанрово-стилистические характеристики текста, Лексические и синтаксические средства организации связного текста .Информационная переработка текста. Тезисы, аннотация, реферат, аналитический разбор, библиобиографическое описание. Содержательная полнота, ясность, логичность текста. Текст как критерий культуры речи. Экспрессивность. Типы и стили речи. Типы речи :повествование, описание, рассуждение. Понятие о типе речи как доминирующей логической структуре: утверждение, отрицание, доказательство, опровержение и др. Восприятие текста. Понятие трудности/доступности. Условия, определяющие трудность/доступность текста. Описание как тип речи. Практическая работа «Комплексный анализ текста – описания» Повествование как тип речи. Практическая работа «Комплексный анализ текста – повествования» Рассуждение как тип речи. Практическая работа «Комплексный анализ текста – рассуждения» . Соотношение понятий «стиль» и «текст». Стили речи. Понятие стилистической нормы. Стилистическая ошибка Отличие стилистических ошибок от других типов речевых ошибок. Художественный стиль и его особенности. Практическая работа «Создание текста художественного стиля». Научный стиль, его стилистические особенности. Виды научного стиля: (рецензия, статья энциклопедического типа) их характеристика. «Создание текста научного стиля». Деловой стиль.: автобиография, заявление, доверенность, протокол, резюме Практическая работа «Создание текста официально-делового стиля» Особенности текста, характерные для разговорного стиля речи. «Создание текста разговорного стиля». Публицистический стиль. Особенности текста, характерные для публицистического стиля речи. Практическая работа «Создание текста публицистического стиля. Стилистическая окраска слов». Лексическое и грамматическое значение слова. Книжная лексика; ее разряды: Разговорная лексика; ее разряды Нейтральная лексика и ее стилистическая роль. Стилистические возможности антонимов, омонимов Антитеза, оксюморон, использование их в художественном произведении. Фразеология книжная, разговорная и нейтральная. Крылатые выражения, заимствованные из произведений античной, зарубежной и русской классики Словообразование и стилистика. Основные способы образования слов. Словообразовательные морфемы, придающие словам книжную, разговорную и разговорнопросторечную стилистическую окраску. Особенности текста, характерные для художественного стиля речи. Практическая работа «Создание текста художественного стиля». Характеристика текстов научного стиля (рецензия,, статья энциклопедического типа). Практическая работа «Создание текста научного стиля». Характеристика текстов делового стиля (автобиография, заявление, доверенность, протокол, резюме). Практическая работа «Создание текста официально-делового стиля». Особенности текста, характерные для публицистического стиля речи. Практическая работа «Создание текста публицистического стиля» Основные изобразительно -выразительные средства языка Тропы как средства художественной выразительности: Сравнение Метафора. Метонимия. Синекдоха Перифразы Стилистические фигуры Градация. Анафора. Эпифора. Инверсия. Комплексный анализ текста Тема, основная мысль, микротема. Тематическая целостность текста. Соотнесенность содержания и названия; структурная целостность текста. Смысловой анализ текста. Выделение основной мысли, информационных центров, вывода и обобщений Информационное содержание текста. Выявление основной и второстепенной информации. Определение жанрово-стилистической принадлежности текста. Анализ языковых средств Особая роль синтаксических средств в выражении экспрессивности речи. Своеобразие синтаксической синонимии. Словосочетание. Стилистическая характеристика синонимических словосочетаний. Простое предложение. Синонимия простых предложений. Стилистическая роль прямого и обратного порядка слов. Практика Комплексный анализ текстов разных стилей и типов. Творческая работа. Создание текста определённого стиля и его анализ. Защита творческих работ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ СТИЛИСТИКА: АНАЛИЗ ТЕКСТА, НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» В результате изучения учебного курса «СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ СТИЛИСТИКА: АНАЛИЗ ТЕКСТА, НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» ученик должен знать/понимать • основные правила работы с текстом; • основные средства выразительности; • основные сведения по стилистике русского языка; уметь • различать средства выразительности; • находить в тексте средства выразительности; • анализировать текст с точки зрения средств выразительности; • определять стилистическую принадлежность слов и выражений; • работать со стилистическими синонимами; • производить комплексный анализ художественного текста. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; • совершенствования коммуникативных способностей; • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ СТИЛИСТИКА: АНАЛИЗ ТЕКСТА, НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» Цель изучения курса – углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе блочного повторения; отработка навыков анализа и создания текстов разных стилей. формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ЕГЭ. Курс предусматривает углублённую подготовку учащихся 10 - 11 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием. Цель курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний, а с другой - в совершенствовании их практических коммуникативных навыков и умений. Данный элективный курс является развивающей программой по русскому языку в рамках профильного образования средней школы. Содержание курса предоставляет возможность работы на уровне повышенных требований, способствует интеллектуальному и творческому развитию учащихся. Задачи изучения элективного курса: • обобщение знаний по русскому языку; • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста. Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку. Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой. Механизм формирования лингворечевой компетенции: • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде; • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики; • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями; • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности. В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ СТИЛИСТИКА: АНАЛИЗ ТЕКСТА, НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программ курса «Современная русская стилистика: анализ текста, написание творческих работ» рассчитана на 136 часов (2 часа в неделю, 68 часов – 10 класс, 68 часов - 11 класс). Занятия складываются из теоретической и практической частей. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ЕГЭ – основной результат изучения данного купса. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с учетом рабочей программы воспитания 10 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке 1.1 Предмет и задачи практической стилистики 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1.2 Язык и культура 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1.3 Стили языка. Повторение изученного 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1.4 Знакомство с основными направлениями предэкзаменационного сочинения. Требования к работе. Критерии оценивания 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1.5 Практическая работа по определению стиля текста 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Итого по разделу 16 Раздел 2. Текст. Признаки текста 2.1 Типы текста. Повторение 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 2.2 Рассуждение по проблеме 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 2.3 Качества хорошей речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 2.4 Основные виды словарей (обзор) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Итого по разделу 18 Раздел 3. Пробное итоговое сочинение 3.1 Виды вступлений к творческой работе 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 3.2 Аргументация . 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 3.3 Контраргумент. 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 3.4 Виды заключения. 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Итого по разделу 24 Повторение 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Итоговый контроль 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 11 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Критерии проверки итогового сочинения 1.1 Требования к написанию итогового сочинения 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 1.2 Критерии проверки итогового сочинения 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Итого по разделу 9 Раздел 2. Написание сочинения – рассуждения по данному тексту в рамках ЕГЭ 2.1 Написание вступления к сочинениюрассуждению 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 2.2 Изобразительно-выразительные средства синтаксиса 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 2.3 Синтаксические нормы 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 2.4 Редактирование текста 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 2.5 Основные нормы употребления однородных членов предложения 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 2.6 Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 2.7 Основные нормы построения сложных предложений 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Итого по разделу 16 Раздел 3. Обучение сочинению в формате ЕГЭ 3.1 Творческая работа в рамках ЕГЭ: сочинение по готовому тексту. Требования к работе. Критерии оцениван 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 3.2 Повторение и обобщение по темам раздела 12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 "Пунктуация. Основные правила пунктуации" Итого по разделу 20 Раздел 4. Творческая работа в рамках ЕГЭ: сочинение по готовому тексту. Требования к работе. Критерии оценивания 4.1 Редактирование текста. 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 4.2 Выявление проблемы 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 4.3 Определение позиции автора 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 4.4 Корректность в изложении собственной позиции пишущего 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Итого по разделу 12 Повторение 10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Итоговый контроль 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68