Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности Журналистика в школе 8-11 классы

Пояснительная записка
В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы
с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети,
факсимильная связь. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто
средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами
могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом
связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой
деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа рассчитана на 1 год: 34 часов (1час в неделю).
Программа предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам
журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Формы занятия, предусмотренные программой:
1.

свободная творческая дискуссия;

2.

ролевые игры;

3.

выполнение творческих заданий;

4.

активные методы формирования системы общения;

5.

практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас,
постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического
стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

2

Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 10 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических
познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию.
Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Журналистика в школе», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил
такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей
школы. Занятия в кружке также помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности «Журналистика в школе»
Цель программы: создание условий для формирования и развития у обучающихся:


интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;



интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);



умения самостоятельно приобретать и применять знания;



творческого мышления, познавательной активности;



способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;



коммуникативных навыков.

Задачи программы.
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
3

Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками
работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах,
пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.
Формы контроля разнообразны:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Журналистика в школе»

ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ЧАС).
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
ТЕМА 2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ (1 ЧАС).
Формирование представлений о профессии журналиста. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект
интереса журналиста и основной материал в его работе.
Функции:
- информационная;
- коммуникативная;
4

- выражение мнений определенных групп;
- формирование общественного мнения.
Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных и этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.
ТЕМА 3. ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА (2 ЧАСА).
Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение.
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия.
Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета.
Задание. Провести анкетирование.
ТЕМА 4. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ (4 ЧАСА).
Жанры журналистики и их особенности.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного
характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью,
анкета.

5

Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты:
целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный, рецензирующий прессу.
Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или
действующего лица.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или
иного значимого репортажа. Очерки событийные и путевые.
Задание. Выполнить творческие задания, попробовать написание материала в разных стилях.
ТЕМА 5. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ В ТЕКСТЕ (1 ЧАС).
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение,
риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать
зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
ТЕМА 6. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА (2 ЧАСА).
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или
возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
6

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ
на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
ТЕМА 7. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (1 ЧАС).
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).
Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.
Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).
ТЕМА 8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ: ОТЧЕТ, РЕПОРТАЖ, ИНТЕРВЬЮ, ЗАМЕТКА (2 ЧАСА).
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни,
актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)
Задание. Создание и презентация текста определенного жанра.
ТЕМА 9. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ: СТАТЬЯ, ОБОЗРЕНИЕ, ОТЗЫВ, РЕЦЕНЗИЯ (2 ЧАСА).
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Задание. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.
ТЕМА 10. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ: СЛОВО, ОЧЕРК, ЭССЕ (2 ЧАСА).
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров:
- информационная;
- эстетическая;
7

- экспрессивная;
- просветительская.
Основные жанры: слово, очерк, эссе и др.
Задание. Знакомство с письмами выдающихся людей. Выразительное чтение писем. Самостоятельная работа со справочной литературой,
наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе.
ТЕМА 11. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА (2 ЧАСА).
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).
Фотографирование. Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция»
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER).
Фотоконкурс.
Задание. Фотографирование живых объектов. Просмотр и обсуждение работ. Оформление фотовыставок, фоторепортажей.
ТЕМА 12. ЭСТЕТИКА. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК (1 ЧАС)
Эстетика как философская категория. Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
ТЕМА 13. ТЕМЫ, РУБРИКИ, ПОЛОСЫ (2 ЧАСА).
Этапы выпуска номера газеты:
1.

планирование номера газеты (планерка);

2.

сбор информации;

3.

подготовка материалов, рубрик, полос;

4.

подбор иллюстраций;

5.

макетирование и верстка номера;

6.

редактирование и вычитка, подписание номера;
8

7.

обсуждение номера на летучке.

Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода газеты.
«Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса.
Задание. Составить эскиз первой страницы газеты.
ТЕМА 14. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ (2 ЧАСА).
Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и
стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.
Правила:
- точность и проверка информации;
- честность и достоверность;
- ссылка на источник;
- разделение фактов и мнений;
- краткость и ясность.
Способы предупреждения фактические ошибок:
- проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии, географические названия;
- использовать метод прямого наблюдения, присутствовать на месте события;
- если допущена ошибка, дать исправление или опровержение в последующих номерах газеты.
ТЕМА 15. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ (1 ЧАС)
Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник).
Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

9

ТЕМА 16. ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ. ДИЗАЙН ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (4 ЧАСА)
Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Роль фотографий в газете.
Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт.
Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных
дизайнов. Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.
Дизайн школьной газеты. Особенности оформления газеты к празднику.
ТЕМА 17. КАК ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГОЛОВКИ И ПИСАТЬ ЛИДЫ? (1 ЧАС).
Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид.
Функции лида:
- информировать читателя с минимальной потерей времени;
- акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста.
Задание. Написать лид и придумать 5 заголовков.
ТЕМА 18. КАК ВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ (1 ЧАС).
16 основных правил ведения интервью.
Задание. Взять интервью.
ТЕМА 19. ПОДБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ГАЗЕТЕ (2 ЧАСА).
Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на
наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи. Анаграммы и др.
Алгоритм подбора занимательного материала в газету:
10

1.

определить объем юмористической страницы (количество статей);

2.

определить тему рубрики, используемые жанры, подобрать занимательный материал, статьи;

3.

сделать макет страницы (художественное оформление, заголовки, расположение материалов, обязательно указать сроки и

адреса, куда посылать ответы на сканворды, викторины и т.д.);
4.

сдать готовую страницу редактору;

5.

в следующем номере опубликовать имена победителей, ответы на сканворды, викторины и др.

Планируемые результаты учебного курса внеурочной деятельности «Журналистика в школе»

Личностные:
1) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
2) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и речью собеседника;
3) умение вести беседу, брать интервью, подбирать к тексту зрительную информацию.
Направленность процесса метапредметных и предметных результатов предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка,
как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться
к словарно-справочной литературе, Интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке,
развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
слушание и чтение:
верное понимание (коммуникативной установки, дополнительной информации);
11

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в
результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей среды,
увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание
разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
12

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать
свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
В процессе занятий обучающиеся приобретают конкретные
знания:


из истории журналистики;



о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;



о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;



о законе о СМИ.

и умения:


создавать сочинения разных жанров;



соблюдать

языковые

нормы

(орфографические,

орфоэпические,

лексические,

грамматические,

стилистические,

пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;


работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
13



участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Виды деятельности обучающихся:


теоретические занятия;



творческий практикум (сочинения разных жанров);



работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);



работа со справочной литературой (словарями, энциклопедиями и т.п.);



анкетирование;



социологический опрос;



участие в школьных и городских мероприятиях, конкурсах прессы;



выпуск школьной газеты;



посещение обучающих семинаров.
Конечные результаты:

- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства.
Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся
с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

14

Учебно-методическое обеспечение и литература

1.

Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. М.: Высшая школа.1987

2.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. –М.: Просвещение. 2002

3.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1998

4.

Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996

5.

Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск,

6.

Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

7.

Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996

8.

Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

9.

Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М .,1990

2011

Интернет-источники:
1. www.proshkolu.ru
2. www.testoch.com
3. www.festival.1september.ru
4. www.nsportal.ru
5. www.uroki.ne

15

Тематическое планирование (с учётом рабочей программы воспитания)

№
п/п
темы

Тема

Кол-во
часов

1

Вводное занятие.

1

2

Журналистика как
профессия.

1

3

Школьная газета

2

4

Формирование
жанров
журналистики.

4

Основные понятия. Основное содержание.

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов,
техника безопасности.
Формирование представлений о профессии журналиста. Функции
журналистики: информационная; коммуникативная; выражение
мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как
объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных и этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком
Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование.
Техническое обеспечение.
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей
может достичь? Выбор названия.
Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы
выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета.
Задание. Провести анкетирование.
Жанры журналистики и их особенности. Заметка и её отличие от
корреспонденции. Интервью и его виды. Статья и её отличительные
черты. Обзор печати – особый жанр. Репортаж и его жанровое
своеобразие. Очерк. Виды репортажа.

Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы
www.festival.1september.ru
www.festival.1september.ru

www.festival.1september.ru

www.festival.1september.ru

16

5

Стилистические
фигуры речи

1

6

Композиция
материала.

2

7

Публицистически
й стиль.

1

8

Информационные
жанры: отчет,
репортаж,
интервью,
заметка.
Аналитические
жанры: статья,
обозрение, отзыв,
рецензия.
Художественные
жанры: слово,
очерк, эссе,
фельетон.
Технические
средства
журналиста.

2

Эстетика.
Темы, рубрики,
полосы.

9

10

11

12
13

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола,
ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация,
эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение,
риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Основные типы построения текстов. Основные структурные связи в
повествовании. Основные структурные связи в описании. Основные
структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве
или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений.
Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия
в произведении; знакомство с различными видами заголовков.
Основные требования к информативной публицистике.
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка,
информация-объявление (программа, афиша)

www.festival.1september.ru

Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о
явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья,
обозрение, отзыв, рецензия).
Основные функции произведений художественно-публицистических
жанров.
Основные жанры: слово, очерк, эссе и др.

www.festival.1september.ru

2

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними.
Фотографирование. Роль фотографий в газете. Фотомонтаж,
видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности
компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER). Фотоконкурс.

www.festival.1september.ru

1
2

Эстетика как философская категория.
Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности
выхода газеты. «Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей,

www.festival.1september.ru
www.festival.1september.ru

2

2

www.festival.1september.ru

www.festival.1september.ru

www.festival.1september.ru

www.festival.1september.ru

17

14

Требования к
информации.

2

15

Источники
информации.
Дизайн школьной
газеты.

1

16

4

обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса. Этапы
выпуска номера газеты:
 планирование номера газеты (планерка);
 сбор информации;
 подготовка материалов, рубрик, полос;
 подбор иллюстраций;
 макетирование и верстка номера;
 редактирование и вычитка, подписание номера;
 обсуждение номера на летучке.
Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста,
www.festival.1september.ru
отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и
стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него.
Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.
Правила: точность и проверка информации; честность и достоверность;
ссылка на источник; разделение фактов и мнений; краткость и ясность.
Способы предупреждения фактические ошибок: проверять и
перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии,
географические названия; использовать метод прямого наблюдения,
присутствовать на месте события; если допущена ошибка, дать
исправление или опровержение в последующих номерах газеты.
Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники.
www.festival.1september.ru
Собственное мнение журналиста. Правила оформления.
Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление www.festival.1september.ru
газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания
газеты
Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном,
выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет.
Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном.
Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.
Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.
Особенности оформления газеты к празднику.

18

Как придумывать
заголовки и
писать лиды?
18
Как вести
интервью?
19
Подбор и
использование
занимательного
материала в
газете.
Всего часов
17

1

1
2

Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки.
Образные заголовки. Лид. Функции лида.
16 основных правил ведения интервью.

www.festival.1september.ru

www.festival.1september.ru

Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, www.festival.1september.ru
сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на
наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи. Анаграммы
и др. Алгоритм подбора занимательного материала в газету.

34

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».