Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

1. Общие положения
1.1.

Данное Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об

образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (п.10 ч.3 ст.28);
Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), Приказом
Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»; Приказом Министерства просвещения
РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменения в федеральный государственный
образовательный

стандарт

среднего

общего

образования,

утвержденный

приказом

Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413»; Приказом Министерства
просвещения РФ от 27 декабря 2023г. № 1028 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего образования и среднего общего образования», приказами
Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки от 04.04.2023 № 232/551 «Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
образования»,

от

04.04.2023

№

233/552

«Об

утверждении

Порядка

проведения
1

государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования» и Уставом НОУ СОШ «Гелиос».
1.2.

Действие настоящего Положения распространяется на всех обучающихся, принятых в

Школу на обучение по основным общеобразовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, а также на педагогических работников,
участвующих в реализации указанных образовательных программ.
1.3.

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема

учебного

предмета,

сопровождается

курса,

текущим

дисциплины

контролем

(модуля)

успеваемости

образовательной

программы,

промежуточной

аттестацией

и

обучающихся, которые осуществляются на основе системы оценок.
1.4. В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания успешности
усвоения

обучающимися

общеобразовательной

программы

посредством

ежедневной

проверки полноты и качества выполненных ими работ, завершающейся дачей необходимых
индивидуальных

рекомендаций

обучающимся

и

(или)

их

родителям

(законным

представителям) по достижению планируемых образовательных результатов согласно
основной общеобразовательной программе начального общего образования; применяется
словесно-объяснительная оценка.
1.5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются частью
внутришкольной системы оценки качества образования по направлению «качество
образовательной деятельности» и отражают динамику индивидуальных образовательных
достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной
образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
1.6. Основными принципами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся являются:
 принцип критериальности: оценка достижения образовательных результатов на основе
критериев, сформулированных в требованиях к планируемым результатам ФГОС
(критериями являются целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку и
универсальные учебные действия);
 принцип уровневости: разработка средств контроля и оценки на базовом и
повышенном

уровнях

в

соответствии

с

федеральными

государственными

образовательными стандартами;
 принцип

комплексности:

оценка

результатов

образования

как

совокупности

достигнутых предметных, метапредметных, личностных результатов образования;
 принцип продвижения: оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
2

 принцип вариативности: оценка достижения образовательных результатов и их
динамики с использованием различных процедур и форм;
 принцип рефлексивности: предшествующая оценке учителя самооценка выполнения
учебной задачи обучающимся;
 принцип открытости: информирование обучающихся и их родителей (законных
представителей) о целях, формах текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации, порядке перевода в следующий класс;
 принцип адресности: информирование обучающихся и их родителей (законных
представителей) об индивидуальных образовательных результатах и уровне развития;
 принцип

объективности

и

беспристрастности:

оценка

результатов

освоения

обучающимися образовательных программ осуществляется в зависимости от
достигнутых обучающимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от
формы получения образования, формы обучения;
 принцип

приоритета

самооценки

обучающегося:

для

воспитания

адекватной

самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической
(оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
1.7.

Текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации в обязательном

порядке подлежат образовательные достижения обучающихся по учебным предметам,
включенным в учебный план класса/группы, в котором(ой) они обучаются.
1.8.

Объектом оценки предметных результатов обучающихся является система

предметных
знаний, их понимание и применение.
1.9.

Объектом

оценки

метапредметных

результатов

обучающихся

является

сформированность запланированных регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных действий.
1.10. Объектом оценки личностных результатов обучающихся являются их усилия, прогресс
и достижения в различных областях.
1.11. Содержательной и критериальной базой оценки предметных, метапредметных и
личностных

результатов

служат

планируемые

результаты

освоения

основных

образовательных программ, зафиксированные в рабочих программах учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей).
1.12. Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся
осуществляют педагогические работники школы.

3

Результаты

1.13.

текущего

контроля

успеваемости

и

промежуточной

аттестации

выставляются в классный журнал, и дневники обучающихся (в том числе в электронном
виде).
2. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости обучающихся
2.1.

Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка

учебных

достижений

обучающихся,

проводимая

педагогом

в

ходе

осуществления

образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.
2.2.

Текущий контроль успеваемости осуществляется на всех уровнях образования:

начальное общее, основное общее, среднее общее.
2.3.

Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим

соответствующую часть образовательной программы.
2.4.

Порядок, формы и периодичность текущего контроля успеваемости обучающегося

педагог определяет самостоятельно в соответствии с учебной программой предмета с учетом
контингента

обучающихся,

содержания

учебного

материала

и

используемых

им

образовательных технологий, отражает в рабочей программе. Заместитель директора по
учебной работе контролирует организацию текущего контроля успеваемости обучающихся,
оказывает при необходимости методическую помощь учителю.
2.5.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в виде отметок по пятибалльной

шкале во 2 - 11 классах (минимальный балл – 1, максимальный – 5), которые выставляются в
классный журнал (электронный табель) и дневник обучающегося.
Шкала отметок: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» неудовлетворительно; «1» - отсутствие ответа или работы по неуважительной причине.
2.6.

Перечень контрольных работ, проводимых в течение учебного года, определяется

рабочими программами учебных предметов с учетом планируемых образовательных
(предметных

и

метапредметных)

результатов

освоения

соответствующей

основной

общеобразовательной программы.
2.7.

График

проведения

обязательных

форм

текущего

контроля

успеваемости

обучающихся (контрольных, практических, лабораторных работ, тестов и других форм
текущего контроля) представляется учителем заместителю директора на каждое полугодие и
является открытым для всех участников образовательных отношений. Для обеспечения
открытости и доступности информации о системе образования в образовательной
организации формируется единый график проведения оценочных процедур с учетом учебных
периодов, принятых в школе. Готовый график размещают на сайте образовательной
4

организации на главной странице подраздела «Документы» раздела «Сведения об
образовательной организации» в виде электронного документа.
2.8.

Оценочные процедуры по каждому учебному предмету следует проводить не чаще 1

раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение
оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени,
отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном
году.
2.9.

Соблюдаются требования к проведению контрольных работ:

не проводятся две и

более контрольных работ в день; контрольные работы не проводятся в первый и последний
день учебной четверти.
2.10. Установленные время и место проведения контрольной работы, а также перечень
предметных и метапредметных результатов, достижение которых необходимо для успешного
выполнения данной работы, требования к выполнению и (или) оформлению результатов
выполнения (критерии, используемые при выставлении текущей отметки успеваемости)
доводятся педагогом до сведения обучающихся не позднее, чем за два рабочих дня до
намеченной даты проведения работы.
2.11. Индивидуальные отметки успеваемости, выставленные обучающимся по результатам
выполнения контрольных работ, своевременно доводятся до обучающихся, обосновываются,
и заносятся в классный журнал. Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды
работ детей оцениваются по 5-балльной системе. Учитель несет личную ответственность за
качество проверки письменных работ.
2.12. По итогам текущего контроля, проведенного в форме письменных контрольных работ,
диктанта, изложения, тестирования проводится работа над ошибками. Содержание работы
определяется учителем по результатам поэлементного анализа и проводится на следующем
уроке или на консультациях по предмету.
2.13. Оценка устного ответа обучающегося, при текущем контроле успеваемости,
выставляется в классный журнал в виде отметки по 5-балльной системе в ходе или конце
урока. В случае длительного пропуска уроков обучающимся форма текущего контроля
устанавливается учителем по соглашению сторон.
2.14. Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу
после пропуска занятий по уважительной причине, подтвержденной медицинской справкой
или указанной в заявлении от родителей (законных представителей) обучающегося.
выставлении

текущей

опрос/письменную

неудовлетворительной

работу

для

отметки

обучающегося

на

учитель

проводит

следующих

уроках

При

повторный
или

на

консультационных занятиях.
5

2.15. Отметка

«не

аттестован(а)»

ставится

в

случае

продолжительной

болезни

обучающегося (50% и более пропусков по уважительной причине) или продолжительных
пропусков без уважительной причины (50% и более пропусков), отсутствия минимального
количества отметок(три отметки), необходимых для аттестации, обучающемуся по итогам
учебных семестров (полугодий). Если обучающийся отчитался за периоды отсутствия,
составляющие не менее половины пропущенного времени, то ему выставляется отметка на
общих основаниях.
2.16. Обучающимся, освобожденным на основании медицинской справки от занятий по
физической культуре, отметка выставляется за изучение теоретических вопросов учебной
дисциплины.
2.17. Безотметочная система оценивания применяется:
•

по факультативным курсам;

•

по элективным курсам «зачет» / «незачет»;

•

по разговорному английскому языку;

•

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;

•

по курсу «Функциональная грамотность».
3. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации
обучающихся

3.1. Промежуточная аттестация обучающихся – это установление уровня освоения
образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного
предмета, курса, дисциплины, предусмотренных образовательной программой.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в целях:

3.2.

 объективного установления фактического уровня освоения обучающимися основной
образовательной программы, в том числе отдельной ее части, достижения результатов
освоения основной образовательной программы;
 соотнесения уровня освоения обучающимися основной образовательной программы с
требованиями ФГОС;
 диагностики, выявления группы риска и потенциальных высокобалльников с целью
создания условий для качественной подготовки обучающихся к государственной
итоговой аттестации;
 оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной

программы.
3.2. Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят обучающиеся:
6

 осваивающие основные образовательные программы начального общего образования,
основного общего образования, среднего общего образования в школе; в том числе по
индивидуальным учебным планам;
 по

заявлению

родителей

образовательные

(законных

программы:

в

представителей)

форме

семейного

осваивающие
образования;

основные
в

форме

самообразования.
3.3. Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является основанием
для перевода в следующий класс и допуска обучающихся 9-х и 11-х классов к
государственной итоговой аттестации.
3.4. Промежуточная аттестация в школе проводится на основе принципов объективности,
беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ
осуществляется в зависимости от достигнутых обучающимся результатов и не может быть
поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения.
3.5. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года во 2-11-х классах.
3.6. Сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются в
соответствии с календарным учебным графиком, разрабатываемым и утверждаемым Школой
самостоятельно.
Промежуточная аттестация осуществляется по результатам текущего контроля за

3.7.

семестры (полугодия) по учебным предметам на уровнях начального общего образования
(далее – НОО), основного общего образования (далее – ООО), среднего общего образования
(далее – СОО), является накопительной и определяется как среднее арифметическое текущих
отметок и выставляется целыми числами с округлением следующим образом:
Среднее арифметическое

Отметка за семестр

балл  2,6

«2»

2,6 ≤ балл ≤ 3,5

«3»

3,6 ≤ балл ≤ 4,5

«4»

балл ≥ 4,6

«5»

 Годовые отметки по учебным предметам на уровнях НОО, ООО, оцениваемые по
семестрам, определяются как среднее арифметическое отметок за семестры и выставляются
целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
 Годовые отметки по учебным предметам на уровнях НОО, ООО, СОО, оцениваемые
по полугодиям, определяются как среднее арифметическое средних баллов за полугодия из
электронных дневников с точностью округления до 0,1 и выставляются целыми числами в
соответствии с правилами математического округления.
7

 Итоговая отметка по учебному предмету «Проектная деятельность» в личное дело
обучающегося 8 класса определяется как среднее арифметическое годовой отметки по
данному предмету за 8 класс и отметки за выполнение обучающимся индивидуального
проекта (на основании ведомости) и выставляется в личное дело целыми числами в
соответствии с правилами математического округления.
3.8.

Педагогический

работник,

осуществляющий

промежуточную

аттестацию,

обеспечивает повторное проведение промежуточной аттестации для отсутствовавших по
уважительным причинам обучающихся.
3.9.

Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности определятся ее моделью,

формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной
деятельности в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности.
3.10. Порядок проведения промежуточной аттестации в части итогового собеседования по
русскому языку прописан в положении «Об организации и проведении итогового
собеседования по русскому языку» с учетом порядка проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного общего образования, рекомендаций
Рособрнадзора.
3.11. Порядок проведения промежуточной аттестации в части итогового сочинения
(изложения) прописан в положении «О порядке проведения итогового сочинения
(изложения)» с учетом порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования, рекомендаций Рособрнадзора.
3.12. Сроки проведения промежуточной аттестации, по результатам учебного года, для 2-8,
10 классов – последняя неделя мая, для 1, 9, 11 классов – третья неделя мая.
3.13. В связи с возникновением отдельных чрезвычайных ситуаций, введением режима
повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской
Федерации либо на ее части, сроки и формы проведения промежуточной аттестации могут
быть изменены. Информация доводится до сведения родителей (законных представителей)
классными руководителями посредством информационно-телекоммуникационных сетей.
3.14. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с
выставленной за учебный период отметкой по предмету, курсу или дисциплине (модулю)
обучающийся и его родители (законные представители) имеют право обжаловать
выставленную отметку в комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений. Деятельность данной комиссии регламентируется положением
о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
3.15. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким

учебным

предметам,

курсам,

дисциплинам

(модулям)

образовательной
8

программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин признаются академической задолженностью.
3.16. Обучающиеся,

имеющие

академическую

задолженность,

вправе

пройти

промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей
образовательную

деятельность,

в

пределах

одного

года

с

момента

образования

академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни
обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и
родам.
3.17. Порядок ликвидации академической задолженности прописан в положении «О
порядке ликвидации академической задолженности и условном переводе обучающихся».
3.18. Успешное

прохождение

обучающимися

промежуточной

аттестации

является

основанием для перевода в следующий класс, и допуска обучающихся 9-х и 11-х классов к
государственной (итоговой) аттестации. Решения по данным вопросам принимаются
педагогическим советом Школы.
4. Заключительные положения
4.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом Школы, принимается на
Педагогическом совете, согласовывается с Советом родителей и утверждается с директором
Школы.
4.2. Внесение изменений и дополнений в положение о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется
Педагогическим советом НОУ СОШ «Гелиос».
4.3. Изменения и дополнения в положение о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и внесенные в него
изменения и дополнения вступают в силу со дня их утверждения приказом директора Школы.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».