МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ (ЧАСТНОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГЕЛИОС»
РАССМОТРЕНО
На заседании методического объединения
учителей начальных классов
Протокол № 1 от 27.08.2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение»
(ID 1210672)
для начального общего образования
срок освоения 4 года
Составители:
Моисейкина Т.А
Тихонова Е.А.
Бабушкина Т.Н.
Давыдова В.В.
учителя начальных классов
Екатеринбург, 2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение»)
соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает
общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе
на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных
действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с
учётом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает,
наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов
и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовнонравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков
смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом
этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на
обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и
универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего
образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:
формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию
художественной литературы и произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для
всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного
народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе
текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей
понимание и использование информации
для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления
литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов;
представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных
произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и
стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность
достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других
предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения,
а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
Освоение программы по литературному чтению в 1 классе начинается вводным интегрированным учебным курсом "Обучение
грамоте" (рекомендуется 180 часов: русского языка 100 часов и литературного чтения 80 часов). Содержание литературного чтения,
реализуемого в период обучения грамоте, представлено в программе по русскому языку. После периода обучения грамоте начинается
раздельное изучение русского языка и литературного чтения. На литературное чтение в 1 классе рекомендуется отводить не менее 10
учебных недель (40 часов), для изучения литературного чтения во 2 - 4 классах рекомендуется отводить по 136 часов (4 часа в неделю в
каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Обучение грамоте
Начальным этапом изучения учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение» в 1 классе является учебный курс
«Обучение грамоте»: обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. На учебный курс «Обучение грамоте» рекомендуется
отводить 9 часов в неделю: 5 часов учебного предмета «Русский язык» (обучение письму) и 4 часа учебного предмета «Литературное
чтение» (обучение чтению). Продолжительность учебного курса «Обучение грамоте» зависит от уровня подготовки класса и может
составлять от 20 до 23 недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от
10 до 13 недель.
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге. Понимание текста при его
прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и определение
количества звуков.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и
паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство
самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Сказка фольклорная (народная) о животных и литературная (авторская) (не менее четырех произведений)
Народные сказки о животных, например, "Лисица и тетерев", "Лиса и рак" и другие
Литературные (авторские) сказки, например, К.Д. Ушинского "Петух и собака", сказки В.Г. Сутеева "Кораблик", "Под грибом" и
другие (по выбору)
Произведения о детях разных жанров: рассказ, стихотворение (на примере не менее шести произведений К.Д. Ушинского, Л.Н.
Толстого, Е.А. Пермяка, В.А. Осеевой, А.Л. Барто, Ю.И. Ермолаева и других).
К.Д. Ушинский "Худо тому, кто добра не делает никому", Л.Н. Толстой "Косточка", Е.А. Пермяк "Торопливый ножик", В.А.
Осеева "Три товарища", А.Л. Барто "Я - лишний", Ю.И. Ермолаев "Лучший друг" и другие (по выбору)
Произведения о родной природе (на примере трех-четырех доступных произведений А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, Е.Ф.
Трутневой, С.Я. Маршака и другие)
Малые фольклорные жанры: потешка, загадка, пословица (не менее шести произведений).
Произведения о братьях наших меньших В.В. Бианки, Е.И. Чарушина, М.М. Пришвина, Н.И. Сладкова и другие (три-четыре
автора по выбору).
В.В. Бианки "Лис и Мышонок", Е.И. Чарушин "Про Томку", М.М. Пришвин "Еж", Н.И. Сладков "Лисица и Еж" и другие.
Произведения о маме. (не менее одного автора по выбору, на примере произведений Е.А. Благининой, А.Л. Барто, А.В. Митяева и
других). Е.А. Благинина "Посидим в тишине", А.Л. Барто "Мама", А.В. Митяев "За что я люблю маму" и другие (по выбору)
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии. (не менее трех произведений по выбору).
Р.С. Сеф "Чудо", В.В. Лунин "Я видел чудо", Б.В. Заходер "Моя Вообразилия", Ю.П. Мориц "Сто фантазий" и другие (по выбору)
Сведения по теории и истории литературы
Автор, писатель. Произведение.
Жанры (стихотворение, рассказ); жанры фольклора малые (потешка, пословица, загадка). Фольклорная и литературная сказки.
Идея. Тема. Заголовок.
Литературный герой.
Ритм. Рифма.
Содержание произведения.
Прозаическая (нестихотворная) и стихотворная речь
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие
по объёму прозаические и стихотворные произведения;
понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста;
ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная),
стихотворение, рассказ);
анализировать
текст:
определять
тему,
устанавливать
последовательность
событий
в
произведении,
характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому
содержанию;
сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах зрительного
искусства (фильм, спектакль и другие);
соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;
участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на
вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;
пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к
учителю;
проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;
с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении читательской деятельности.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
проявлять желание работать в парах, небольших группах;
проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.
2 КЛАСС
Произведения о нашей Родине (на примере не менее трех произведений И.С. Никитина, Ф.П. Савинова, А.А. Прокофьева и
других).
И.С. Никитин "Русь", Ф.П. Савинов "Родина", А.А. Прокофьев "Родина" и другие (по выбору)
Фольклор (устное народное творчество).
Произведения малых жанров фольклора: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки (по выбору)
Народные песни, их особенности
Сказки о животных, бытовые, волшебные.
Русские народные сказки: "Каша из топора", "У страха глаза велики", "Зимовье зверей", "Снегурочка"; сказки народов России (1 2 произведения) и другие.
Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее
пяти авторов).
А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало...", "Вот север, тучи нагоняя...", А.А. Плещеев "Осень", А.К. Толстой "Осень. Обсыпается
наш сад...", М.М. Пришвин "Осеннее утро", Г.А. Скребицкий "Четыре художника", Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою", "Зима недаром
злится", И.С. Соколов-Микитов "Зима в лесу", С.А. Есенин "Поет зима - аукает...", И.З. Суриков "Лето" и другие
Произведения о детях и дружбе (не менее четырех произведений). Л.Н. Толстой "Филиппок", Е.А. Пермяк "Две пословицы", Ю.И.
Ермолаев "Два пирожных", В.А. Осеева "Синие листья", Н.Н. Носов "На горке", "Заплатка", А.Л. Барто "Катя", В.В. Лунин "Я и Вовка",
В.Ю. Драгунский "Тайное становится явным" и другие (по выбору)
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты. Фольклорная основа авторских
сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка. Составление плана произведения: части текста, их главные темы.
Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
Произведения для чтения: народная сказка «Золотая рыбка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», народная сказка
«Морозко», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В.И. Даль «Девочка Снегурочка», народная сказка «Лиса и тетерев», А.Толстой «Лиса
и тетерев».
Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: "бродячие" сюжеты (произведения по выбору, не менее четырех).
Народная сказка "Золотая рыбка", А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", народная сказка "Морозко", В.Ф. Одоевский "Мороз
Иванович", В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и другие
Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по
выбору, не менее пяти авторов)
Отражение образов животных в фольклоре: русские народные песни, загадки, сказки
Дружба людей и животных - тема литературы.
М.М. Пришвин "Ребята и утята", Б.С. Житков "Храбрый утенок", В.Д. Берестов "Кошкин щенок", В.В. Бианки "Музыкант", Е.И.
Чарушин "Страшный рассказ", С.В. Михалков "Мой щенок" и другие (по выбору)
Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак", Л.Н.
Толстой "Лев и мышь" и другие (по выбору)
Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору).
Л.Н. Толстой "Отец и сыновья", А.А. Плещеев "Песня матери", В.А. Осеева "Сыновья", С.В. Михалков "Быль для детей", С.А. Баруздин
"Салют" и другие (по выбору).
Зарубежная литература: литературная (авторская) сказка (не менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш.
Перро, Х.-К. Андерсен и другие).
Ш. Перро "Кот в сапогах", Х.-К. Андерсен "Пятеро из одного стручка" и другие (по выбору)
Сведения по теории и истории литературы
Автор, писатель. Произведение.
Жанры (стихотворение, рассказ); жанры фольклора малые (потешка, считалка, небылица, пословица, загадка). Фольклорная сказка
(сказка о животных, бытовая, волшебная) и литературная сказка.
Идея. Тема. Заголовок.
Литературный герой, характер. Портрет героя.
Ритм. Рифма.
Содержание произведения, сюжет. Композиция. Эпизод.
Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
Проза и поэзия
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют
формированию умений:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие
по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине,
о родной природе, о детях, о животных, о семье, о чудесах и превращениях),
по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная
и литературная), рассказ, басня, стихотворение);
характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного творчества, литературная сказка,
рассказ, басня, стихотворение);
анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте
слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму,
устанавливать последовательность событий (действий) в сказке и рассказе;
анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма), находить в тексте сравнения,
эпитеты, слова в переносном значении, объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
соотносить иллюстрации с текстом произведения;
ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору, каталогу на основе рекомендованного
списка;
по информации, представленной в оглавлении, в иллюстрациях предполагать тему и содержание книги;
пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников,
составлять свои вопросы и высказывания
на заданную тему;
пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение;
обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) простые выводы на основе прочитанного
(прослушанного) произведения;
описывать (устно) картины природы;
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, рассказы, небольшие сказки;
участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении (слушании) произведения;
удерживать в памяти последовательность событий прослушанного (прочитанного) текста;
контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении
(слушании) произведения;
проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности;
распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы.
3 КЛАСС
Произведения о Родине и ее истории (произведения одного-двух авторов по выбору).
К.Д. Ушинский "Наше отечество", М.М. Пришвин "Моя Родина", С.А. Васильев "Россия", Н.П. Кончаловская "Наша древняя
столица" (отрывки) и другие (по выбору)
Фольклор (устное народное творчество)
Малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Виды загадок.
Пословицы народов России
Книги и словари, созданные В.И. Далем
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые,
волшебные), их художественные особенности.
Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк" и другие (по выбору)
Народная песня.
Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле.
Былина как народный песенный сказ. Фольклорные особенности жанра былин. Былина об Илье Муромце и другие (по выбору)
Творчество А.С. Пушкина
Лирические произведения А.С. Пушкина.
Стихотворения "В тот год осенняя погода...", "Опрятней модного паркета..." и другие (по выбору)
Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах (по выбору, например, "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди")
Басни И.А. Крылова (не менее двух)
Басни: "Ворона и Лисица", "Лисица и виноград", "Мартышка и очки" и другие (по выбору)
Картины природы в произведениях поэтов и писателей XIX - XX вв. (произведения не менее пяти авторов по выбору).
Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной...", А.А. Фет "Кот поет, глаза прищуря", "Мама! Глянь-ка из окошка...", А.Н. Майков
"Осень", С.А. Есенин "Береза", Н.А. Некрасов "Железная дорога" (отрывок), А.А. Блок "Ворона", И.А. Бунин "Первый снег" и другие
(по выбору).
Произведения Л.Н. Толстого, их жанровое многообразие: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трех произведений).
Л.Н. Толстой "Лебеди", "Зайцы", "Прыжок", "Акула" и другие
Литературная сказка (не менее двух сказок русских писателей)
В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек", М. Горький "Случай с Евсейкой" и другие
(по выбору)
Произведения о взаимоотношениях человека и животных (по выбору, не менее четырех произведений).
Б.С. Житков "Про обезьянку", К.Г. Паустовский "Барсучий нос", "Кот-ворюга", Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш" и другие (по
выбору)
Произведения о детях (темы: "Разные детские судьбы", "Дети на войне").
Л. Пантелеев "На ялике", А. Гайдар "Тимур и его команда" (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору)
Юмористические произведения (не менее двух произведений): М.М. Зощенко, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский и другие (по выбору).
В.Ю. Драгунский "Денискины рассказы" (1 - 2 произведения), Н.Н. Носов "Веселая семейка" и другие (по выбору).
Зарубежная литература
Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга (произведения двух-трех авторов по выбору).
Х.-К. Андерсен "Гадкий утенок", Ш. Перро "Подарок феи" и другие (по выбору)
Рассказы зарубежных писателей о животных
Известные переводчики зарубежной литературы: С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Б.В. Заходер
Сведения по теории и истории литературы
Автор, писатель. Произведение.
Жанры (стихотворение, басня, рассказ, повесть); жанры фольклора малые (потешка, считалка, небылица, пословица, загадка,
народная песня, былина и другие). Фольклорная сказка (сказка о животных, бытовая, волшебная) и литературная сказка.
Идея. Тема. Заголовок.
Образ художественный. Литературный герой, персонаж, характер.
Рассказчик. Портрет героя.
Ритм. Рифма. Строфа.
Содержание произведения, сюжет. Композиция. Эпизод, смысловые части.
Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет).
Проза и поэзия
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют
формированию умений:
читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без
отметочного оценивания);
различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения;
анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на
части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;
конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной
тематики;
исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную (иллюстрация), звуковую
(музыкальное произведение);
подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике,
настроению, средствам выразительности;
выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
формулировать вопросы по основным событиям текста;
пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение;
сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:
принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения,
контролировать реализацию поставленной задачи чтения;
оценивать качество своего восприятия текста на слух;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости
вносить коррективы в выполняемые действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и
дружелюбие;
в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать (драматизировать) несложные
произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в
соответствии с общим замыслом;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой
вклад в общее дело.
4 КЛАСС
Произведения о Родине
Образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX вв. (по выбору, не менее
четырех, например, произведения С.Т. Романовского, А.Т. Твардовского, С.Д. Дрожжина, В.М. Пескова и другие).
С.Д. Дрожжин "Родине", В.М. Песков "Родине", А.Т. Твардовский "О Родине большой и малой" (отрывок), С.Т. Романовский
"Ледовое побоище", С.П. Алексеев (1 - 2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по выбору)
Отражение любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных
народов России)
Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся
защитников Отечества в литературе для детей. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях
литературы (на примере рассказов Л.А. Кассиля, С.П. Алексеева)
Понятие исторической песни; песни на тему Великой Отечественной войны (2 - 3 произведения по выбору)
Фольклор (устное народное творчество)
Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный,
обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы
Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль)
Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. 2 - 3 русские народные сказки по выбору и 2 - 3 сказки народов России по выбору
Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных
произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме ("бродячие" сюжеты)
Былины из цикла об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче (1 - 2 по выбору). Образы русских богатырей: Ильи
Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки
Творчество А.С. Пушкина
Картины природы в лирических произведениях А.С. Пушкина (на примере 2 - 3 произведений).
Стихотворения: "Няне", "Осень" (отрывки), "Зимняя дорога" и другие.
Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах: "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Фольклорная основа авторской
сказки
Басни И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова (не менее трех). Басня как лиро-эпический жанр. Аллегория
в баснях
Басни И.А. Крылова: "Стрекоза и муравей", "Квартет" и другие
Басни стихотворные и прозаические.
И.И. Хемницер "Стрекоза", Л.Н. Толстой "Стрекоза и муравьи", С.В. Михалков и другие
Лирические произведения М.Ю. Лермонтова (не менее трех).
Стихотворения: "Утес", "Парус", "Москва, Москва! ...Люблю тебя как сын..." и другие
Литературная сказка (две-три по выбору).
П.П. Бажов "Серебряное копытце", П.П. Ершов "Конек-Горбунок", С.Т. Аксаков "Аленький цветочек" и другие.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей XIX - XX вв. (не менее пяти авторов по выбору).
В.А. Жуковский "Загадка", И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями...", Ф.И. Тютчев "Как неожиданно и ярко", А.А. Фет
"Весенний дождь", Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", И.А. Бунин "Листопад" (отрывки) и другие (по выбору).
Проза Л.Н. Толстого (не менее трех произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль.
Л.Н. Толстой "Детство" (отдельные главы), "Русак", "Черепаха" и другие (по выбору)
Произведения о животных и родной природе (не менее трех авторов): А.И. Куприна, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, М.М.
Пришвина, Ю.И. Коваля и других.
В.П. Астафьев "Капалуха", М.М. Пришвин "Выскочка" и другие (по выбору)
Произведения о детях (на примере произведений не менее трех авторов): А.П. Чехова, Б.С. Житкова, Н.Г. Гарина-Михайловского,
В.В. Крапивина и других.
А.П. Чехов "Мальчики", Н.Г. Гарин-Михайловский "Детство Темы" (отдельные главы), М.М. Зощенко "О Леньке и Миньке" (1 - 2
рассказа из цикла), К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" и другие
Пьеса (одна по выбору).
С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев" и другие
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): на примере рассказов М.М. Зощенко, В.Ю.
Драгунского, Н.Н. Носова, В.В. Голявкина.
В.Ю. Драгунский "Денискины рассказы" (1 - 2 произведения по выбору), Н.Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома" (отдельные
главы) и другие.
Зарубежная литература
Литературные сказки зарубежных писателей Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм и других (по выбору).
Х.-К. Андерсен "Дикие лебеди", "Русалочка"
Приключенческая зарубежная литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена и других.
Д. Свифт "Приключения Гулливера" (отдельные главы), Марк Твен "Том Сойер" (отдельные главы) и другие (по выбору).
Сведения по теории и истории литературы
Автор, писатель. Произведение.
Жанры (стихотворение, басня, рассказ, повесть, драма); жанры фольклора малые (потешка, считалка, небылица, пословица,
загадка, народная песня, былина и другие). Фольклорная сказка (сказка о животных, бытовая, волшебная) и литературная сказка.
Идея. Тема. Заголовок.
Образ художественный. Литературный герой, персонаж, характер.
Рассказчик. Портрет героя.
Ритм. Рифма. Строфа.
Содержание произведения, сюжет. Композиция. Эпизод, смысловые части.
Средства художественной выразительности (сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, повтор, гипербола).
Эпос. Лирика. Драма. Проза и поэзия
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют
формированию умений:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие
по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и запоминания текста;
анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и
главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста;
характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий
сопоставления героев, их поступков (по контрасту или аналогии);
составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и восстанавливать нарушенную
последовательность;
исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение,
метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм,
рифма, строфа).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей;
характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и
другое);
выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным
текстам;
пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его произведениях;
оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;
использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений;
сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера по наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:
понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно организовывать читательскую
деятельность во время досуга;
определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и
героев;
осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и
трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и драматизации (читать по ролям, разыгрывать
сценки);
соблюдать правила взаимодействия;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее
дело.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и
воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на
процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное
чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения
обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта
применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению
родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре
общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому,
настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в
процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление
сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям,
независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в
ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации
литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё
отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений
фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный
образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в
литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова
как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие
познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений
фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать
основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную
последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана,
пересказе текста, характеристике поступков героев;
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем
вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и
связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем
способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности
при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой
среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов
и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение»
отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
1 КЛАСС
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на
вопрос о важности чтения для личного развития
находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми
словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объему произведения в
темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания)
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о
семье, о родной природе в разные времена года
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь
различать отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки,
пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения)
понимать содержание прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию
произведения
владеть
элементарными
умениями
анализа
текста
прослушанного
(прочитанного)
произведения:
определять
последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя,
объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от
произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание
произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с использованием
предложенных ключевых слов, вопросов, рисунков, предложенного плана
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму
сочинять небольшие тексты по предложенному началу (не менее 3 предложений)
ориентироваться в книге (учебнике) по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учетом рекомендованного учителем списка,
рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей
2 КЛАСС
объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от
чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее,
ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное)
находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры
разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по
объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания)
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о
семье, о родной природе в разные времена года
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма)
различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни,
скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения, басни)
понимать содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы по
фактическому содержанию произведения;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить
последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный)
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать
поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев
одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста и словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, сравнение, эпитет)
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: понимать жанровую принадлежность
произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из
произведения
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений)
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы
ориентироваться в книге и (или) учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным
обозначениям; выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки,
рассказывать о прочитанной книге
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей
3 КЛАСС
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в
фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее,
ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по
объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания)
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений
различать художественные произведения и познавательные тексты
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа),
отличать лирическое произведение от эпического
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и
формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни,
скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять
последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста
(вопросный, номинативный, цитатный)
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные
характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев
одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной
картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста и словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение)
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея,
заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение)
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое
высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые
выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика,
от третьего лица
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учетом
специфики учебного и художественного текстов
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного (прослушанного) текста на заданную тему по
содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация,
иллюстрации);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные
ресурсы, включенные в федеральный перечень
4 КЛАСС
осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека,
находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и
мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее,
ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по
объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания)
читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений
различать художественные произведения и познавательные тексты
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма,
строфа), отличать лирическое произведение от эпического
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и
формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни,
скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов
России;
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения,
басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира
владеть
элементарными
умениями
анализа и
интерпретации текста: определять тему и
главную
мысль,
последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять
взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно
выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам;
находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера,
устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста и словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора)
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея,
заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение,
метафора, лирика, эпос, образ)
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое
высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления,
грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного (прочитанного) текста,
подтверждать свой ответ примерами из текста
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато
(кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из
произведения
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10
предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание,
рассуждение), корректировать собственный текст с учетом правильности, выразительности письменной речи;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать
продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений)
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложка, оглавление, аннотация, иллюстрация,
предисловие, приложение, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге
использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы сети Интернет (в
условиях контролируемого входа) для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (с учетом рабочей программы воспитания)
1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Обучение грамоте
1.1
Развитие речи
4
1.2
Фонетика
4
1.3
Чтение
72
Итого по разделу
80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Раздел 2. Систематический курс
2.1
Сказка народная (фольклорная) и
литературная (авторская)
6
2.2
Произведения о детях и для детей
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec
2.3
Произведения о родной природе
6
2.4
Устное народное творчество — малые
фольклорные жанры
4
2.5
Произведения о братьях наших меньших
7
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec
2.6
Произведения о маме
3
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec
2.7
Фольклорные и авторские произведения о
чудесах и фантазии
4
2.8
Библиографическая культура (работа с
детской книгой)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
Итого по разделу
40
Резервное время
12
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec
132
https://m.edsoo.ru/7f412cec
2 КЛАСС
№ п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
О нашей Родине
Количество часов
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
6
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
2
Фольклор (устное народное творчество)
16
3
Звуки и краски родной природы в разные
времена года (осень)
8
4
О детях и дружбе
12
5
Мир сказок
12
6
Звуки и краски родной природы в разные
времена года (зима)
12
7
О братьях наших меньших
18
8
Звуки и краски родной природы в разные
времена года (весна и лето)
18
9
О наших близких, о семье
13
https://m.edsoo.ru/7f412cec
10
Зарубежная литература
11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
11
Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)
Библиотека ЦОК
2
Резервное время
https://m.edsoo.ru/7f412cec
8
136
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
1
О Родине и её истории
6
2
Фольклор (устное народное творчество)
16
3
Творчество И.А.Крылова
4
4
Творчество А.С.Пушкина
9
5
Картины природы в произведениях
поэтов и писателей ХIХ века
8
6
Творчество Л.Н.Толстого
10
7
Литературная сказка
9
8
Картины природы в произведениях
поэтов и писателей XX века
10
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
9
Произведения о взаимоотношениях
человека и животных
16
10
Произведения о детях
18
11
Юмористические произведения
6
12
Зарубежная литература
10
13
Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)
4
Резервное время
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
4 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
1
О Родине, героические страницы истории
12
2
Фольклор (устное народное творчество)
11
3
Творчество И.А.Крылова
4
4
Творчество А.С.Пушкина
12
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
5
Творчество М. Ю. Лермонтова
4
6
Литературная сказка
9
7
Картины природы в творчестве поэтов и
писателей ХIХ века
7
8
Творчество Л. Н. Толстого
7
9
Картины природы в творчестве поэтов и
писателей XX века
6
10
Произведения о животных и родной
природе
12
11
Произведения о детях
13
12
Пьеса
5
13
Юмористические произведения
6
14
Зарубежная литература
8
15
Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой
7
Резервное время
13
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
136
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec