01.01.2017
На вопросы корреспондента "РГ" отвечает психолог екатеринбургского муниципального центра "Одаренность и технологии" Ирина Кабанова.
Российская газета: Что прежде всего дает школьнику участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, интеллектуальных играх?
Ирина Кабанова: Это способ самореализации. Ребенок хочет увидеть свою востребованность окружающими, получить от них моральную поддержку. Еще ему важно знать, что он является частью некоего интеллектуального сообщества, важно иметь возможность сравнивать свои достижения с успехами других, ощущать дух соревнования.
РГ: Как правильно заинтересовать школьника участвовать в каком-то конкурсе?
Кабанова: Дело родителей, педагогов - вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития: найти подходящий факультатив, кружок или самим заняться с ребенком; поискать информацию о конкурсах, где школьник сможет проявить себя, продемонстрировать свои знания. Но главное - нужно уметь поддержать интерес ребенка к интеллектуальному труду.
РГ: А если он, наоборот, начинает надрываться: участвует и в той, и в другой, и в треть ей олимпиаде... Как понять, что ребенок перегрузил себя? Как убедить его не шустрить слишком?
Кабанова: Если действительно он очень устал из-за постоянных интеллектуальных перегрузок, начались эмоциональные срывы или физическое недомогание (бессонница или сонливость, головные, желудочные боли), то, несомненно, нагрузки нужно уменьшить. А дилемма "надрываться - не надрываться" относится все-таки к области жизненных приоритетов. Ребенок должен научиться жить в постоянной интеллектуальной работе. Это дает шанс на осмысленную жизнь.
РГ: Если дети не хотят участвовать в интеллектуальных состязаниях, стоит ли давить на них?
Кабанова: Порой у ребенка есть внутренние или внешние причины для отказа от участия в публичных конкурсах. Это может быть и страх выступления, и опасение прослыть "белой вороной" в среде одноклассников, и многое другое. В таком случае нужно помочь ребенку увидеть эти "барьеры" и преодолеть их.
РГ: Как следует себя вести, если хочешь, чтобы ребенок развивался, достигал каких-то высот, закладывал фундамент своей будущей жизни и профессии уже в школе?
Кабанова: Это банально, но нужно начать с себя! Проводить больше времени с ребенком. Читать книги, смотреть фильмы, обсуждать их с сыном или дочерью, рассказывать о себе, о своей работе. Нужно, чтобы ребенок занимался созидательным, полезным ему самому делом. Культурный, мировоззренческий фундамент закладывается в семье. Там, где родители не засеяли поле, это сделают за них другие - сверстники, политтехнологи, имиджмейкеры.
Просмотров всего: , сегодня: