Знания на вырост. Зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах

01.01.2017

- Участвуя в подобных олимпиадах, ты, как говорят экономисты, снижаешь действие конкурентной силы "рынка абитуриентов", - рассказывает Виктор. - Мне не пришлось с дрожью в коленках стоять в толпе и искать в только что вывешенных списках поступивших свою фамилию. Я знал, что у меня все в порядке, что я поступил.

К слову сказать, в 2010 году в Уральский госуниверситет без экзаменов приняли более 70 абитуриентов-олимпиадников, или восемь процентов от общего числа поступивших на очную бюджетную форму обучения. В Уральском федеральном университете эта цифра была выше - туда по итогам олимпиад зачислены чуть больше 10 процентов абитуриентов.

Душевное равновесие

В старшей школе, в десятом-одиннадцатом классе, ребята часто поддаются панике по поводу грядущего поступления в вуз. А вдруг не поступлю? Что дальше? Что меня ждет? Чувство неопределенности и страха значительно возрастает, если школьник понимает: родители платить за обучение не смогут, не потянут, и вся надежда только на вузовский "бюджет". В такой ситуации диплом, подтверждающий победу в олимпиаде, соответствующей профилю выбранной специальности, сможет хотя бы вернуть душевный покой. При прочих равных условиях приемная комиссия отдаст предпочтение олимпиаднику перед абитуриентами, не участвовавшими в интеллектуальных состязаниях.

Это миф, что в хороший университет можно поступить только по какому-то немыслимому блату и что преподаватели на вступительных экзаменах делают все, чтобы "завалить" абитуриента. Вузы заинтересованы в умных, талантливых и инициативных студентах.

Именно поэтому многие университеты страны ежегодно проводят собственные олимпиады. Информация о них, как правило, есть на официальных сайтах учебных заведений. В случае победы уже весной выпускник оказывается в списках поступивших в вуз. Ему остается только вовремя сдать необходимые документы в приемную комиссию.

Путешествия



Утилитарная цель поступить по итогам олимпиады в вуз появляется не сразу. В средней школе, как правило, дети об этом и не думают. Для них конкурсы - это в первую очередь возможность познакомиться со сверстниками и увидеть другие города.

- Cейчас ты схватил рюкзак, купил билет и едешь куда хочешь, а раньше выбраться даже на пару дней из Нижнего Тагила в Екатеринбург было событием, - рассказывает Виктор Гревцев.

Школьницей Екатерина Селезнева с восьмого класса участвовала в "классической" олимпиаде по биологии. В девятом ей удалось пройти на областной уровень, потом на региональный и всероссийский. Второе полугодие учебного года прошло для Екатерины, жившей в то время в Нижней Туре, в постоянных поездках: сначала в Екатеринбург, потом в Курган, а на последний тур олимпиады в столицу Адыгеи Майкоп.

- Я тогда нашла новых друзей, поняла, что мне нравится общаться именно в этом кругу. Со многими из тех, с кем повстречалась в поездках, я до сих пор поддерживаю отношения, - делится своими впечатлениями о школьных годах Екатерина. - Меняется восприятие мира, когда у тебя есть возможность видеть других людей, общаться с ними. Ты выходишь на новый уровень, перед тобой расширяются горизонты.

И хотя она не пошла дальше биологической стезей и поступила после школы на факультет международных отношений того же Уральского госуниверситета, участие в олимпиадах сослужило Екатерине хорошую службу. Она, привыкшая еще в школе усердно и настойчиво заниматься, без труда оказалась в числе лучших студентов. Когда после второго курса распределяли, кто куда поедет на лингвистическую стажировку, Екатерине предложили поработать администратором в одном из отелей Парижа. Это был лучший из вариантов: целых три месяца она провела в столице Франции, совершенствуя свои языковые навыки, общаясь не только с французами, но и с англичанами и немцами, приезжавшими в отель.

Но начинать все-таки стоит с малого. Как нельзя кстати школьнику, мечтающему о путешествиях, пригодятся разные научно-практические конференции, молодежные саммиты, форумы. Обычно информацию о проведении той или иной конференции организаторы направляют директорам и завучам школ. Поэтому проще всего узнать у них о каком-то грядущем событии.

Без хорошего наставника в этом деле не обойтись. Как правило, им становится учитель-предметник, заметивший у ребенка интерес к исследованию в рамках своей дисциплины. Но, когда ребенку трудно работать с педагогом, а предмет нравится, руководителями его проекта вполне могут стать и родители, было бы желание.

Здесь важно сказать о материальной стороне вопроса. Крайне редко организаторы конференций и форумов компенсируют участникам хотя бы часть расходов на дорогу и проживание. В лучшем случае их возместит школа. Но очень часто это материальное бремя полностью ложится на плечи родителей. Нужно быть к этому готовыми. И если ребенок потрудился над своим докладом и прошел отборочный тур, постарайтесь выкроить из семейного бюджета немного денег, чтобы он смог съездить на конкурс лично и показать себя и свою работу.

Надежда Гаврилова
"Российская газета-Неделя" - Урал №5432

Дата создания: 03.02.2021

Дата обновления: 03.02.2021

Дата публикации: 01.01.2017

Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.