Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа "Гелиос" Аннотация к рабочей программе учебного курса внеурочной деятельности «Учимся писать сочинение» Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Учимся писать сочинение» разработана в соответствии с пунктом 32.1. ФГОС ООО и реализуется 2 года в 7, 8 классах. Рабочая программа разработана учителем Спасеновой В.С. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по учебному курсу внеурочной деятельности «Учимся писать сочинение». Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Учимся писать сочинение» является частью ООП ООО, определяющей: -содержание; -планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные); -тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества академических часов, отводимых на изучение каждой темы и возможностью использования Э(Ц)ОР. Рабочая программа согласована с заместителем директора по воспитательной работе НОУ СОШ «Гелиос». 30.08.2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный курс внеурочной деятельности «Учимся писать сочинение» предназначен для учащихся 7-8-х классов общеобразовательной школы, ориентирован на развитие коммуникативных навыков учащихся и навыка написания сочинения в рамках общеинтеллектуального направления деятельности. Программа курса «Учимся писать сочинение» актуальна в современной школе, так как содержит теоретические сведения о структуре школьных сочинений и практические задания для формирования навыка составления текстов разных жанров: отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, подтверждая их примерами из литературных произведений и критических статей. Реализация данной программы позволит создать условия для подготовки обучающихся к успешной сдаче итоговой аттестации (ОГЭ), будет способствовать развитию личности и культуры речи обучающихся, формированию языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции. Рабочая программа курса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , на основе федеральной программы основного общего образования по русскому языку. Цель изучения курса «Учимся писать сочинение»: научить писать сочинение-рассуждение или эссе на литературную тему. Задачи курса: Образовательные: создание условий, способствующих повышению уровня образованности обучающихся; обучение работе над сочинением в жанре эссе и сочинения-рассуждения; освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи; овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения. Развивающие: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала; гуманитарное развитие школьников; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и способностей, логики мышления; развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели. Воспитательные: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи; воспитание интереса и любви к русскому языку и литературе; воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни; воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке. Программа в 7 и 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Формы и методы работы. Практические задания предполагают выполнение учащимися различных видов работ: подбор доказательств к выдвинутому тезису; редактирование текста; перестройка частей текста, трансформирование текста ситуативного характера и другие. В ходе подготовки к сочинениям автором рассматриваются основные виды работ над текстом, имеющие место в заданиях ОГЭ. Большое значение имеет обучение учащихся написанию эссе и рецензии. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7 КЛАСС Текст Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение). Структура текста. Абзац. Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста. Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение). Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного). Функциональные разновидности языка Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официальноделовой), язык художественной литературы. Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью). Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля. Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция. Сочинение. Этапы создания Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Типология тем сочинений. Определение основной мысли работы. Основные принципы построения текста. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Эпиграф. Объем сочинения. Конспект. Типы конспекта. Формулировка тезисов — совокупность главных идей написанного. Различение понятий: план, тезис, конспект. Сочинения различных жанров Особенности сочинений различных жанров: путевые заметки, очерк, письмо, репортаж, интервью, отзыв, рецензия, сравнительная характеристика, фельетон, дневник, эссе. Анализ образцов. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности, воплощенные в разных литературных жанрах. Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Сочинение-рассуждение как вид творческой работы Сочинение как речевое упражнение. Рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Композиция сочинения-рассуждения. Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет. Типичные ошибки при аргументации. Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного. Речевое оформление сочинения Средства связи предложений в тексте. Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки. Грамматические и речевые ошибки. Окончательная вычитка текста: обязательные и факультативные элементы. Исключение речевых штампов, речевой недостаточности и избыточности, плеоназмов, неправильно употребленных антонимов, синонимов, омонимов и паронимов, вводных и однокоренных слов, неуместной ритмизации, сленга, тавтологии и других видов речевого неблагозвучия и алогичности. Редактирование сочинений-образцов. 8 КЛАСС Текст Текст и его основные признаки. Особенности функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение). Информационная переработка текста: извлечение информации из различных источников; использование лингвистических словарей; тезисы, конспект. Функциональные разновидности языка Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Жанры официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика). Научный стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Жанры научного стиля (реферат, доклад на научную тему). Сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте. Сочинение. Этапы создания Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Типология тем сочинений. Определение основной мысли работы. Основные принципы построения текста. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Данное и общее в предложении. Эпиграф. Объем сочинения. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы. Конспект. Типы конспекта. Формулировка тезисов — совокупность главных идей написанного. Различение понятий: план, тезис, конспект. Сочинения различных жанров Особенности сочинений различных жанров: реферат, доклад, заявление, объяснительная записка, характеристика, автобиография. Анализ образцов. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности, воплощенные в разных литературных жанрах. Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Сочинение-рассуждение как вид творческой работы Сочинение как речевое упражнение. Рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Композиция сочинения-рассуждения. Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. Способы оформления тезиса в сочинении. Толкование понятия в сочинении. Комментирование понятия. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет. Типичные ошибки при аргументации. Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного. Способы моделирования заключительной части сочинения. Задача вывода. Оформление заключения. Речевое оформление сочинения Средства связи предложений в тексте. Вводные конструкции. Группы вводных конструкций по значению (вводные слова со значением различной степени уверенности, различных чувств, источника сообщения, порядка мыслей и их связи, способа оформления мыслей). Вставные конструкции. Нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространёнными и нераспространёнными), междометиями. Речевые клише Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки. Грамматические и речевые ошибки. Окончательная вычитка текста: обязательные и факультативные элементы. Исключение речевых штампов, речевой недостаточности и избыточности, плеоназмов, неправильно употребленных антонимов, синонимов, омонимов и паронимов, вводных и однокоренных слов, неуместной ритмизации, сленга, тавтологии и других видов речевого неблагозвучия и алогичности. Редактирование сочинений-образцов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Личностные результаты осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; осознание ценности самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; проявление интереса к способам познания; стремление к самоизменению; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; активное участие в жизни семьи; приобретение опыта успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями. Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; способность к совместной деятельности; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: владеть базовыми логическими операциями: сопоставления и сравнения, группировки, систематизации и классификации, анализа, синтеза, обобщения, выделения главного; владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты Занятия по учебному курсу «Учимся писать сочинение» в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература». По учебному предмету «Русский язык»: понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею; осуществление выбора языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом; соблюдение на письме норм современного русского литературного языка, умение пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдение в устной речи и на письме правил речевого этикета. 7 КЛАСС Текст Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические. Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев. Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы). Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка. Функциональные разновидности языка Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка). Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция). Владеть нормами построения текстов публицистического стиля. Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции. Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. 8 КЛАСС Текст Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические). Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров; применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 7 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 200 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы). Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы, конспект; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Редактировать тексты: собственные и(или) созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставлять исходный и отредактированный тексты. Функциональные разновидности языка Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте. Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги. Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом По учебному предмету «Литература»: овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения; овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 7 КЛАСС Раздел Текст Функциональные разновидности языка Колво часов № п/п Тема 4 1 Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Структура текста. Абзац. Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1963/sta rt/ Урок 7. Текст 2 Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста. Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, исследование информационных источников, опрос https://resh.edu.ru/subject/lesson/1241/ Композиция текста. Абзац. Простой и сложный план текста 3 Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение). Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1171/ Связь предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь предложений в тексте. Параллельная связь в тексте. Сочетание разных способов связи предложений в тексте 4 Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, исследование информационных источников, опрос https://resh.edu.ru/subject/lesson/1186/ Смысловая связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Анализ художественного текста с точки зрения связности 5 Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, исследование источников информации, презентация (инфографика) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2278/sta rt/ Стили текста. Публицистический стиль 3 Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Сочинение. Этапы создания Сочинения различных жанров 6 Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности, жанры Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/5893/sta rt/ Публицистический стиль 7 Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/4790/sta rt/175664/ Официально-деловой стиль 8 Как писать сочинение: модели процесса. Круглый стол Сбор информации, выбор актуальной темы. Основные требования к сочинению. Работа над сочинением и его редактирование https://resh.edu.ru/subject/lesson/550/ Основные нормы построения текста 9 Тема сочинения. Определение основной мысли сочинения Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/3689/sta rt/31056/ Язык и смысл художественного текста 10 Композиция сочинения. Изучение элементов композиции. Роль преамбулы и концовки Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1222/ Текст как единое целое. Основные признаки текста. Композиция текста. Абзац 11 План. Простой и сложный планы. Деление на абзацы Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1241/ Композиция текста. Абзац. Простой и сложный план текста 12 Тезисы и конспект Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/sostavlenie-plana-sochineniya Составление плана сочинения 13 Инструкция как жанр официально-делового Беседа, групповая работа, стиля индивидуальная работа, практическая 5 11 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4790/sta rt/175664/ Официально-деловой стиль работа 14 Путевые заметки. Роль описания в композиции путешествия Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/putevoy-ocherk Путевой очерк 15 Очерк как эпический жанр литературы. Разновидности современного очерка Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/opisanie-mesta Описание места 16 Портретный очерк Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/opisanie-cheloveka Описание человека 17 Эпистолярный жанр. Письмо Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/pismo Письмо 18 Газетные жанры. Репортаж. Интервью Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/4793/sta rt/175788/ Публицистические жанры 19 Отзыв. Рецензия на художественное произведение Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/rabota-s-tekstom-recenziya Работа с текстом. Рецензия 20 Сравнительная характеристика Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/opisanije-sopostavlenije Описание-сопоставление Сочинениерассуждение как вид творческой работы 6 21 Юмористический рассказ. Фельетон Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/5808/sta rt/35318/ Приемы создания сатирического в произведении 22 Дневник. Форма повествования от первого лица Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/kaknapisat-tekst Как написать текст 23 Эссе. Основные признаки эссе. Разновидности работ Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/publitsistika Публицистика 24 Рассуждение проблемного характера Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://urok.1c.ru/library/russian/russkiy_ yazyk_materiali_dlya_podgotovki_k_oge _i_ege/156287.php Этапы работы над сочинением-рассуждением 25 Композиция сочинения-рассуждения. Виды Беседа, групповая работа, и формы вступления индивидуальная работа, практическая работа https://urok.1c.ru/library/russian/russkiy_ yazyk_materiali_dlya_podgotovki_k_oge _i_ege/156285.php Композиция сочинения-рассуждения 26 Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/uchimsya-pisat-zaklyuchitelnuyuchast-sochineniya Учимся писать заключительную часть сочинения 27 Аргументация собственной позиции. Типичные ошибки при аргументации Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipichnye-oshibki-v-argumentatsii Типичные ошибки в аргументации 28 Цитаты. Способы цитирования Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipovye-konstruktsii-dlyavyrazheniya-avtorskoy-pozitsii Типовые Речевое оформление сочинения 5 работа конструкции для выражения авторской позиции 29 Сочинение-рассуждение на нравственные темы Индивидуальная работа, практическая работа https://urok.1c.ru/library/russian/russkiy_ yazyk_materiali_dlya_podgotovki_k_oge _i_ege/156287.php Этапы работы над сочинением-рассуждением 30 Речевое оформление сочинения. Средства связи предложений в тексте Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/3623/sta rt/106360/ Богатство словарного запаса русского литературного языка 31 Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/3605/sta rt/9616/ Значение слова, правильность и выразительность речи 32 Грамматические ошибки Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipichnye-grammaticheskieoshibki-v-sochinenii-kriteriy-k8 Типичные грамматические ошибки в сочинении 33 Речевые ошибки Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/4663/sta rt/9523/ Единицы языка. Языковая норма 34 Редактирование сочинений Индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/sta rt/103962/ Текст и его преобразование 8 КЛАСС Раздел Текст Функциональные разновидности языка Колво часов № п/п Тема 4 1 Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Структура текста Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1963/sta rt/ Урок 7. Текст 2 Главная и второстепенная информация текста. Данное и общее в предложении Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, исследование информационных источников, опрос https://resh.edu.ru/subject/lesson/1241/ Композиция текста. Абзац. Простой и сложный план текста 3 Способы и средства связи предложений в тексте Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1171/ Связь предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь предложений в тексте. Параллельная связь в тексте. Сочетание разных способов связи предложений в тексте 4 Смысловой анализ текста. Использование языковых средств выразительности Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, исследование информационных источников, опрос https://resh.edu.ru/subject/lesson/1186/ Смысловая связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Анализ художественного текста с точки зрения связности 5 Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, исследование источников информации, презентация (инфографика) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2278/sta rt/ Стили текста. Публицистический стиль 3 Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Сочинение. Этапы создания Сочинения различных жанров 6 Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/4790/sta rt/175664/ Официально-деловой стиль 7 Научный стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/nauchnyy-stil-rechi Научный стиль речи 8 Основные требования к сочинению. Работа над сочинением и его редактирование Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/550/ Основные нормы построения текста 9 Тема сочинения. Определение основной мысли сочинения. Эпиграф Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/3689/sta rt/31056/ Язык и смысл художественного текста 10 Композиция сочинения. Логическая, грамматическая структура текста Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1222/ Текст как единое целое. Основные признаки текста. Композиция текста. Абзац 11 Простой и сложный планы. Деление на абзацы Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1241/ Композиция текста. Абзац. Простой и сложный план текста 12 План, тезис, конспект: различение понятий Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/sostavlenie-plana-sochineniya Составление плана сочинения 13 Жанры научного стиля. Реферат, доклад на научную тему Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/nauchnyy-stil-rechi Научный стиль речи 5 5 работа Сочинениерассуждение как вид творческой работы 12 14 Жанры официально-делового стиля. Автобиография Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/oficialno-delovoj-stil-rechi Официально-деловой стиль речи 15 Жанры официально-делового стиля. Заявление, объяснительная записка Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/delovye-bumagi-oyasnitelnayazapiska Объяснительная записка 16 Жанры официально-делового стиля. Характеристика Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/oficialno-delovoj-stil-rechi Официально-деловой стиль 17 Эссе как жанр сочинения Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/raznoobrazie-esse Разнообразие эссе 18 Рассуждение проблемного характера Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://urok.1c.ru/library/russian/russkiy_ yazyk_materiali_dlya_podgotovki_k_oge _i_ege/156287.php Этапы работы над сочинением-рассуждением 19 Композиция сочинения-рассуждения. Виды Беседа, групповая работа, и формы вступления индивидуальная работа, практическая работа https://urok.1c.ru/library/russian/russkiy_ yazyk_materiali_dlya_podgotovki_k_oge _i_ege/156285.php Композиция сочинения-рассуждения 20 Способы оформления тезиса в сочинении https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/uchimsya-stroit-dokazatelstvo Учимся строить доказательство Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа 21 Толкование понятия в сочинении. Комментирование понятия Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/otsenivaem-kommentariy-kriteriyk2 Комментарий 22 Аргументация собственной позиции. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipichnye-oshibki-v-argumentatsii Типичные ошибки в аргументации 23 Типичные ошибки при аргументации Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipichnye-oshibki-v-argumentatsii Типичные ошибки в аргументации 24 Авторская позиция в тексте Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/literatura/authorsposition Авторская позиция 25 Способы формулирования авторской позиции в тексте Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/uchimsya-formulirovat-avtorskuyupozitsiyu Учимся формулировать авторскую позицию 26 Типовые конструкции для выражения авторской позиции Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipovye-konstruktsii-dlyavyrazheniya-avtorskoy-pozitsii Типовые конструкции 27 Цитаты. Способы цитирования Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipovye-konstruktsii-dlyavyrazheniya-avtorskoy-pozitsii Типовые конструкции для выражения авторской позиции Речевое оформление сочинения 5 28 Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/uchimsya-pisat-zaklyuchitelnuyuchast-sochineniya Учимся писать заключительную часть сочинения 29 Сочинение-рассуждение на нравственные темы Индивидуальная работа, практическая работа https://urok.1c.ru/library/russian/russkiy_ yazyk_materiali_dlya_podgotovki_k_oge _i_ege/156287.php Этапы работы над сочинением-рассуждением 30 Речевое оформление сочинения. Обращения, вводные слова и вставные конструкции Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/2240/sta rt/ Обращения, вводные слова и вставные конструкции 31 Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/3605/sta rt/9616/ Значение слова, правильность и выразительность речи 32 Грамматические ошибки Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipichnye-grammaticheskieoshibki-v-sochinenii-kriteriy-k8 Типичные грамматические ошибки в сочинении 33 Речевые ошибки Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/4663/sta rt/9523/ Единицы языка. Языковая норма 34 Редактирование сочинений Индивидуальная работа, практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/sta rt/103962/ Текст и его преобразование