Рабочая программа (с аннотацией) учебного курса внеурочной деятельности Учимся писать сочинение

Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа "Гелиос"

Аннотация к рабочей программе
учебного курса внеурочной деятельности «Учимся писать сочинение»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Учимся писать сочинение» разработана в соответствии с пунктом 32.1. ФГОС
ООО и реализуется 2 года в 7, 8 классах.
Рабочая программа разработана учителем Спасеновой В.С. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию
образовательной деятельности учителем в школе по учебному курсу внеурочной деятельности «Учимся писать сочинение».
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Учимся писать сочинение» является частью ООП ООО, определяющей:
-содержание;
-планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества академических часов, отводимых на изучение
каждой темы и возможностью использования Э(Ц)ОР.
Рабочая программа согласована с заместителем директора по воспитательной работе НОУ СОШ «Гелиос».

30.08.2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс внеурочной деятельности «Учимся писать сочинение» предназначен для учащихся 7-8-х классов общеобразовательной школы,
ориентирован на развитие коммуникативных навыков учащихся и навыка написания сочинения в рамках общеинтеллектуального направления
деятельности.
Программа курса «Учимся писать сочинение» актуальна в современной школе, так как содержит теоретические сведения о структуре
школьных сочинений и практические задания для формирования навыка составления текстов разных жанров: отбирать материал на заданную тему,
связно и грамотно формулировать мысли, подтверждая их примерами из литературных произведений и критических статей. Реализация данной
программы позволит создать условия для подготовки обучающихся к успешной сдаче итоговой аттестации (ОГЭ), будет способствовать развитию
личности и культуры речи обучающихся, формированию языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.
Рабочая программа курса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования , на основе федеральной программы основного общего образования по русскому языку.
Цель изучения курса «Учимся писать сочинение»: научить писать сочинение-рассуждение или эссе на литературную тему.
Задачи курса:
Образовательные:
создание условий, способствующих повышению уровня образованности обучающихся;
обучение работе над сочинением в жанре эссе и сочинения-рассуждения;
освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических
ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи;
овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать
убедительные доказательства своей точки зрения.

Развивающие:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
гуманитарное развитие школьников;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и способностей, логики мышления;
развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;
логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной
модели.
Воспитательные:
воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности;
воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
воспитание интереса и любви к русскому языку и литературе;
воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Программа в 7 и 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Формы и методы работы. Практические задания предполагают выполнение учащимися различных видов работ: подбор доказательств к
выдвинутому тезису; редактирование текста; перестройка частей текста, трансформирование текста ситуативного характера и другие. В ходе
подготовки к сочинениям автором рассматриваются основные виды работ над текстом, имеющие место в заданиях ОГЭ. Большое значение имеет
обучение учащихся написанию эссе и рецензии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
7 КЛАСС
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная
информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте;
использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официальноделовой), язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция.
Сочинение. Этапы создания
Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Типология тем сочинений. Определение основной мысли работы. Основные принципы
построения текста. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Эпиграф. Объем сочинения.
Конспект. Типы конспекта. Формулировка тезисов — совокупность главных идей написанного. Различение понятий: план, тезис, конспект.

Сочинения различных жанров
Особенности сочинений различных жанров: путевые заметки, очерк, письмо, репортаж, интервью, отзыв, рецензия, сравнительная
характеристика, фельетон, дневник, эссе.
Анализ образцов. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности, воплощенные в
разных литературных жанрах.
Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы.
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы
Сочинение как речевое упражнение. Рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента.
Композиция сочинения-рассуждения. Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении.
Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации.
Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет. Типичные ошибки при аргументации.
Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного.
Речевое оформление сочинения
Средства связи предложений в тексте. Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки. Грамматические и речевые ошибки.
Окончательная вычитка текста: обязательные и факультативные элементы. Исключение речевых штампов, речевой недостаточности и
избыточности, плеоназмов, неправильно употребленных антонимов, синонимов, омонимов и паронимов, вводных и однокоренных слов,
неуместной ритмизации, сленга, тавтологии и других видов речевого неблагозвучия и алогичности. Редактирование сочинений-образцов.

8 КЛАСС
Текст
Текст и его основные признаки.

Особенности функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение).
Информационная переработка текста: извлечение информации из различных источников; использование лингвистических словарей; тезисы,
конспект.
Функциональные разновидности языка
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры научного стиля (реферат, доклад на научную тему). Сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства
связи предложений в тексте.
Сочинение. Этапы создания
Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Типология тем сочинений. Определение основной мысли работы. Основные принципы
построения текста. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Данное и общее в
предложении. Эпиграф. Объем сочинения.
План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и
заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.
Конспект. Типы конспекта. Формулировка тезисов — совокупность главных идей написанного. Различение понятий: план, тезис, конспект.
Сочинения различных жанров
Особенности сочинений различных жанров: реферат, доклад, заявление, объяснительная записка, характеристика, автобиография.
Анализ образцов. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности, воплощенные в
разных литературных жанрах.
Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы.
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы

Сочинение как речевое упражнение. Рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента.
Композиция сочинения-рассуждения. Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении.
Способы оформления тезиса в сочинении. Толкование понятия в сочинении. Комментирование понятия.
Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации.
Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет. Типичные ошибки при аргументации.
Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного.
Способы моделирования заключительной части сочинения. Задача вывода. Оформление заключения.
Речевое оформление сочинения
Средства связи предложений в тексте. Вводные конструкции. Группы вводных конструкций по значению (вводные слова со значением
различной степени уверенности, различных чувств, источника сообщения, порядка мыслей и их связи, способа оформления мыслей). Вставные
конструкции.
Нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространёнными и
нераспространёнными), междометиями. Речевые клише
Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки. Грамматические и речевые ошибки. Окончательная вычитка текста:
обязательные и факультативные элементы. Исключение речевых штампов, речевой недостаточности и избыточности, плеоназмов, неправильно
употребленных антонимов, синонимов, омонимов и паронимов, вводных и однокоренных слов, неуместной ритмизации, сленга, тавтологии и
других видов речевого неблагозвучия и алогичности. Редактирование сочинений-образцов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов.

Личностные результаты
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
проявление интереса к способам познания;
стремление к самоизменению;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному

имуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на

практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира)
и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
способность к совместной деятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе
цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
сопоставления и сравнения,
группировки, систематизации и классификации,
анализа, синтеза, обобщения,
выделения главного;
владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у
обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся

ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Занятия по учебному курсу «Учимся писать сочинение» в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста;
овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте;
представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста
или его фрагмента;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
осуществление выбора языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;
соблюдение на письме норм современного русского литературного языка, умение пользоваться разными видами лексических словарей;
соблюдение в устной речи и на письме правил речевого этикета.

7 КЛАСС
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия ос­новным признакам; выявлять его структуру, особенности абзац­ного членения,
языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых ­типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения
искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и
жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный,
тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную
информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста;
извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной
деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования
их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический,
официально-деловой), язык художественной литературы.

Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств
выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью,
репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности
жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
8 КЛАСС
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи
предложений, цельности и относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки
зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические,
словообразовательные, лексические, морфологические).
Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка
и жанров; применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на
произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 7 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 200 слов с
учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: со­здавать тезисы, конспект; извлекать информацию из различных источников, в
том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.

Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание
таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: собственные и(или) созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы,
сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного
стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка
в тексте, средства связи предложений в тексте.
Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических
жанров; оформлять деловые бумаги.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом

По учебному предмету «Литература»:
овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное;
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять
позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем
реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с
использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно
воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
7 КЛАСС
Раздел

Текст

Функциональные
разновидности
языка

Колво
часов

№
п/п

Тема

4

1

Текст как речевое произведение. Основные
признаки текста. Структура текста. Абзац.

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1963/sta
rt/ Урок 7. Текст

2

Информационная переработка текста: план
текста (простой, сложный; назывной,
вопросный, тезисный); главная и
второстепенная информация текста.

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
исследование информационных
источников, опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1241/
Композиция текста. Абзац. Простой и
сложный план текста

3

Способы и средства связи предложений в
тексте (обобщение).

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1171/
Связь предложений в тексте.
Последовательная (цепная) связь
предложений в тексте. Параллельная
связь в тексте. Сочетание разных
способов связи предложений в тексте

4

Смысловой анализ текста: его
композиционных особенностей, микротем и
абзацев, способов и средств связи
предложений в тексте; использование
языковых средств выразительности

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
исследование информационных
источников, опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1186/
Смысловая связь предложений в
тексте. Средства связи предложений в
тексте. Анализ художественного текста
с точки зрения связности

5

Понятие о функциональных разновидностях
языка: разговорная речь, функциональные
стили (научный, публицистический,
официально-деловой), язык
художественной литературы

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
исследование источников
информации, презентация
(инфографика)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2278/sta
rt/ Стили текста. Публицистический
стиль

3

Форма проведения занятий

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Сочинение. Этапы
создания

Сочинения
различных жанров

6

Публицистический стиль. Сфера
употребления, функции, языковые
особенности, жанры

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5893/sta
rt/ Публицистический стиль

7

Официально-деловой стиль. Сфера
употребления, функции, языковые
особенности

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4790/sta
rt/175664/ Официально-деловой стиль

8

Как писать сочинение: модели процесса.
Круглый стол
Сбор информации, выбор актуальной темы.
Основные требования к сочинению. Работа
над сочинением и его редактирование

https://resh.edu.ru/subject/lesson/550/
Основные нормы построения текста

9

Тема сочинения. Определение основной
мысли сочинения

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3689/sta
rt/31056/ Язык и смысл
художественного текста

10

Композиция сочинения. Изучение
элементов композиции. Роль преамбулы и
концовки

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1222/
Текст как единое целое. Основные
признаки текста. Композиция текста.
Абзац

11

План. Простой и сложный планы. Деление
на абзацы

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1241/
Композиция текста. Абзац. Простой и
сложный план текста

12

Тезисы и конспект

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/sostavlenie-plana-sochineniya
Составление плана сочинения

13

Инструкция как жанр официально-делового Беседа, групповая работа,
стиля
индивидуальная работа,
практическая

5

11

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4790/sta
rt/175664/ Официально-деловой стиль

работа
14

Путевые заметки. Роль описания в
композиции путешествия

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/putevoy-ocherk Путевой очерк

15

Очерк как эпический жанр литературы.
Разновидности современного очерка

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/opisanie-mesta Описание места

16

Портретный очерк

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/opisanie-cheloveka Описание
человека

17

Эпистолярный жанр. Письмо

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/pismo Письмо

18

Газетные жанры. Репортаж. Интервью

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4793/sta
rt/175788/ Публицистические жанры

19

Отзыв. Рецензия на художественное
произведение

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/rabota-s-tekstom-recenziya Работа
с текстом. Рецензия

20

Сравнительная характеристика

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/opisanije-sopostavlenije
Описание-сопоставление

Сочинениерассуждение как
вид творческой
работы

6

21

Юмористический рассказ. Фельетон

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5808/sta
rt/35318/ Приемы создания
сатирического в произведении

22

Дневник. Форма повествования от первого
лица

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/kaknapisat-tekst Как написать текст

23

Эссе. Основные признаки эссе.
Разновидности работ

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/publitsistika Публицистика

24

Рассуждение проблемного характера

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://urok.1c.ru/library/russian/russkiy_
yazyk_materiali_dlya_podgotovki_k_oge
_i_ege/156287.php Этапы работы над
сочинением-рассуждением

25

Композиция сочинения-рассуждения. Виды Беседа, групповая работа,
и формы вступления
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://urok.1c.ru/library/russian/russkiy_
yazyk_materiali_dlya_podgotovki_k_oge
_i_ege/156285.php Композиция
сочинения-рассуждения

26

Виды заключения. Типовые конструкции,
используемые в заключении

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/uchimsya-pisat-zaklyuchitelnuyuchast-sochineniya Учимся писать
заключительную часть сочинения

27

Аргументация собственной позиции.
Типичные ошибки при аргументации

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipichnye-oshibki-v-argumentatsii
Типичные ошибки в аргументации

28

Цитаты. Способы цитирования

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipovye-konstruktsii-dlyavyrazheniya-avtorskoy-pozitsii Типовые

Речевое
оформление
сочинения

5

работа

конструкции для выражения авторской
позиции

29

Сочинение-рассуждение на нравственные
темы

Индивидуальная работа,
практическая
работа

https://urok.1c.ru/library/russian/russkiy_
yazyk_materiali_dlya_podgotovki_k_oge
_i_ege/156287.php Этапы работы над
сочинением-рассуждением

30

Речевое оформление сочинения. Средства
связи предложений в тексте

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3623/sta
rt/106360/ Богатство словарного запаса
русского литературного языка

31

Типы ошибок. Фактические ошибки.
Логические ошибки

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3605/sta
rt/9616/ Значение слова, правильность и
выразительность речи

32

Грамматические ошибки

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipichnye-grammaticheskieoshibki-v-sochinenii-kriteriy-k8
Типичные грамматические ошибки в
сочинении

33

Речевые ошибки

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4663/sta
rt/9523/ Единицы языка. Языковая
норма

34

Редактирование сочинений

Индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/sta
rt/103962/ Текст и его преобразование

8 КЛАСС

Раздел

Текст

Функциональные
разновидности
языка

Колво
часов

№
п/п

Тема

4

1

Текст как речевое произведение. Основные
признаки текста. Структура текста

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1963/sta
rt/ Урок 7. Текст

2

Главная и второстепенная информация
текста. Данное и общее в предложении

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
исследование информационных
источников, опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1241/
Композиция текста. Абзац. Простой и
сложный план текста

3

Способы и средства связи предложений в
тексте

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1171/
Связь предложений в тексте.
Последовательная (цепная) связь
предложений в тексте. Параллельная
связь в тексте. Сочетание разных
способов связи предложений в тексте

4

Смысловой анализ текста. Использование
языковых средств выразительности

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
исследование информационных
источников, опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1186/
Смысловая связь предложений в
тексте. Средства связи предложений в
тексте. Анализ художественного текста
с точки зрения связности

5

Понятие о функциональных разновидностях
языка: разговорная речь, функциональные
стили (научный, публицистический,
официально-деловой), язык
художественной литературы

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
исследование источников
информации, презентация
(инфографика)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2278/sta
rt/ Стили текста. Публицистический
стиль

3

Форма проведения занятий

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Сочинение. Этапы
создания

Сочинения
различных жанров

6

Официально-деловой стиль. Сфера
употребления, функции, языковые
особенности

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4790/sta
rt/175664/ Официально-деловой стиль

7

Научный стиль. Сфера употребления,
функции, языковые особенности

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/nauchnyy-stil-rechi Научный
стиль речи

8

Основные требования к сочинению. Работа
над сочинением и его редактирование

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/550/
Основные нормы построения текста

9

Тема сочинения. Определение основной
мысли сочинения. Эпиграф

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3689/sta
rt/31056/ Язык и смысл
художественного текста

10

Композиция сочинения. Логическая,
грамматическая структура текста

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1222/
Текст как единое целое. Основные
признаки текста. Композиция текста.
Абзац

11

Простой и сложный планы. Деление на
абзацы

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1241/
Композиция текста. Абзац. Простой и
сложный план текста

12

План, тезис, конспект: различение понятий

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/sostavlenie-plana-sochineniya
Составление плана сочинения

13

Жанры научного стиля. Реферат, доклад на
научную тему

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/nauchnyy-stil-rechi Научный
стиль речи

5

5

работа

Сочинениерассуждение как
вид творческой
работы

12

14

Жанры официально-делового стиля.
Автобиография

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/oficialno-delovoj-stil-rechi
Официально-деловой стиль речи

15

Жанры официально-делового стиля.
Заявление, объяснительная записка

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/delovye-bumagi-oyasnitelnayazapiska Объяснительная записка

16

Жанры официально-делового стиля.
Характеристика

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/oficialno-delovoj-stil-rechi
Официально-деловой стиль

17

Эссе как жанр сочинения

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/raznoobrazie-esse Разнообразие
эссе

18

Рассуждение проблемного характера

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://urok.1c.ru/library/russian/russkiy_
yazyk_materiali_dlya_podgotovki_k_oge
_i_ege/156287.php Этапы работы над
сочинением-рассуждением

19

Композиция сочинения-рассуждения. Виды Беседа, групповая работа,
и формы вступления
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://urok.1c.ru/library/russian/russkiy_
yazyk_materiali_dlya_podgotovki_k_oge
_i_ege/156285.php Композиция
сочинения-рассуждения

20

Способы оформления тезиса в сочинении

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/uchimsya-stroit-dokazatelstvo
Учимся строить доказательство

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

21

Толкование понятия в сочинении.
Комментирование понятия

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/otsenivaem-kommentariy-kriteriyk2 Комментарий

22

Аргументация собственной позиции.
Логические аргументы. Иллюстративные
аргументы

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipichnye-oshibki-v-argumentatsii
Типичные ошибки в аргументации

23

Типичные ошибки при аргументации

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipichnye-oshibki-v-argumentatsii
Типичные ошибки в аргументации

24

Авторская позиция в тексте

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/literatura/authorsposition Авторская позиция

25

Способы формулирования авторской
позиции в тексте

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/uchimsya-formulirovat-avtorskuyupozitsiyu Учимся формулировать
авторскую позицию

26

Типовые конструкции для выражения
авторской позиции

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipovye-konstruktsii-dlyavyrazheniya-avtorskoy-pozitsii Типовые
конструкции

27

Цитаты. Способы цитирования

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipovye-konstruktsii-dlyavyrazheniya-avtorskoy-pozitsii Типовые
конструкции для выражения авторской
позиции

Речевое
оформление
сочинения

5

28

Виды заключения. Типовые конструкции,
используемые в заключении

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/uchimsya-pisat-zaklyuchitelnuyuchast-sochineniya Учимся писать
заключительную часть сочинения

29

Сочинение-рассуждение на нравственные
темы

Индивидуальная работа,
практическая
работа

https://urok.1c.ru/library/russian/russkiy_
yazyk_materiali_dlya_podgotovki_k_oge
_i_ege/156287.php Этапы работы над
сочинением-рассуждением

30

Речевое оформление сочинения.
Обращения, вводные слова и вставные
конструкции

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2240/sta
rt/ Обращения, вводные слова и
вставные конструкции

31

Типы ошибок. Фактические ошибки.
Логические ошибки

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3605/sta
rt/9616/ Значение слова, правильность и
выразительность речи

32

Грамматические ошибки

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/tipichnye-grammaticheskieoshibki-v-sochinenii-kriteriy-k8
Типичные грамматические ошибки в
сочинении

33

Речевые ошибки

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4663/sta
rt/9523/ Единицы языка. Языковая
норма

34

Редактирование сочинений

Индивидуальная работа,
практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/sta
rt/103962/ Текст и его преобразование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».