Рабочая программа воспитания и Календарный план воспитательной работы НОУ СОШ Гелиос

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания НОУ СОШ «Гелиос» (далее – Программа)
разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания», утверждѐнной 02.06.2020 года на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с
Федеральными государственными образовательными стандартами (далее –
ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного
вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основных
образовательных программ НОУ СОШ «Гелиос» и призвана помочь всем
участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал
совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей
организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение
обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у
них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию
к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые
качества личности; активное участие в социально значимой деятельности
школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с
обучающимися в НОУ СОШ «Гелиос».
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа «Гелиос» находится в Орджоникидзевском районе,
основана в 1995 году. Социально-культурным окружением НОУ СОШ «Гелиос»
являются детские центры дополнительного образования: Дворец культуры
«Эльмаш», Центр детского творчества «Галактика», детская библиотека № 37,
детская библиотека №40, с которыми у школы сложилось давнее дружеское
сотрудничество. Освоенная воспитательная среда позволяет во многом дополнить
внутренние возможности школы.
Особенностью НОУ СОШ «Гелиос» является ее малая наполняемость
классов, что позволяет создать в школе уютную, домашнюю обстановку,
способствующую активному межвозрастному общению, формированию
толерантности. Позволяет выстраивать индивидуальные траектории для личного
развития обучающихся.
В школе разработана и активно используется
рейтинговая система, у всех учеников НОУ СОШ «Гелиос» есть возможность
проявить себя либо в учебной, либо в общественной жизни школы раскрывая
2

свой потенциал. По результатам рейтинга обучающиеся получают стипендию, их
фотография размещается на доске стипендиатов. Это способствует развитию
целеустремленности, творческой активности, здоровой конкурентоспособности,
познанию себя и своих возможностей.
Для реализации воспитательного потенциала в школе организована работа по
вариативным модулям «Творческие проекты» и «Организация предметноэстетической среды».
Процесс воспитания в НОУ СОШ «Гелиос» основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов, в школе работает психолог, который
проводит классные тренинги и индивидуальные консультации, для ребят идущих
в 1 класс проводится программа «Давайте дружить», способствующая их
скорейшей адаптации в школе;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- сохранение многолетних традиций школы, стержнем воспитательного
процесса школы являются творческие проекты, через которые осуществляется
интеграция воспитательных усилий педагогов. Каждый творческий проект
подчинен одной теме, единой для всех субъектов воспитания, но при этом
решаются различные педагогические задачи, происходит развитие внутри
коллективных отношений, формирование активной гражданской позиции
школьников и т.д.
Важной чертой каждого творческого проекта и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и школьников
является:
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
и коллективный анализ их результатов.
Педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, курсов внеурочной деятельности и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений.
Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

3

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
НОУ СОШ «Гелиос» – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики
развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по
развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их
сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
Цель НОО НОУ СОШ
«Гелиос»
Целевым
приоритетом
является
создание
благоприятных условий
для
усвоения
школьниками социально
значимых
знаний
–
знаний основных норм и
традиций того общества,
в котором они живут:
формирование
уважительного
отношения
к
иному
мнению,
истории
и

Цель ООО НОУ СОШ
«Гелиос»
Приоритетом
является
создание благоприятных
условий для развития
социально
значимых
отношений школьников:
- развития опыта участия
в социально значимом
труде;
формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому
4

Цель СОО НОУ СОШ
«Гелиос»
Приоритетом
является
создание благоприятных
условий
для
приобретения
школьниками
опыта
осуществления
социально значимых дел,
которые формируют:
- гражданскую позицию
как
активного
и
ответственного
члена
российского общества,
осознающего
свои

культуре других народов;
развитие
самостоятельности
и
личной ответственности
за свои поступки;
- развитие этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам
других людей;
развитие
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы
из
спорных
ситуаций;
- готовность слушать
собеседника и вести
диалог;
- готовность признавать
возможность
существования
различных точек зрения
и права каждого иметь
свою;
- излагать свое мнение и
аргументировать
свою
точку зрения и оценку
событий;
готовность
конструктивно разрешать
конфликты посредством
учета интересов сторон и
сотрудничества.

человеку, его мнению,
мировоззрению,
культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к
истории,
культуре,
религии,
традициям,
языкам,
ценностям
народов
России
и
народов мира;
-готовности
и
способности
вести
диалог
с
другими
людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
освоение
социальных
норм, правил поведения,
ролей
и
форм
социальной жизни в
группах и сообществах,
включая взрослые и
социальные сообщества;
участие в школьном
самоуправлении
и
общественной жизни в
пределах
возрастных
компетенций с учетом
региональных,
этнокультурных,
социальных
и
экономических
особенностей;
- развитие осознанного и
ответственного
отношения
к
собственным поступкам;
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками,
детьми
старшего и младшего
возраста, взрослыми в
процессе
образовательной,
общественно полезной,
5

конституционные права
и
обязанности,
уважающего закон и
правопорядок,
обладающего чувством
собственного
достоинства, осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократические
ценности;
готовность
и
способность
к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной
деятельности;
- толерантное сознание и
поведение
в
поликультурном
мире,
готовность
и
способность
вести
диалог
с
другими
людьми, достигать в нем
взаимопонимания,
находить общие цели и
сотрудничать для их
достижения, способность
противостоять идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым,
национальным
признакам и другим
негативным социальным
явлениям;
- навыки сотрудничества
со сверстниками, детьми
младшего
возраста,
взрослыми
в

учебноисследовательской,
творческой и других
видов деятельности;
умение организовывать
учебное сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем
и сверстниками;
работать индивидуально
и в группе: находить
общее
решение
и
разрешать конфликты на
основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать свое мнение.

образовательной,
общественно полезной,
учебноисследовательской,
проектной
и
других
видах деятельности;
- нравственное сознание
и поведение на основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей;
- умение продуктивно
общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
совместной
деятельности, учитывать
позиции
других
участников
деятельности,
эффективно разрешать
конфликты.

Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует
решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности творческих проектов,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства
в
воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности,
реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) организовывать профориентационную работу со школьниками;
7) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;

6

8) организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволяет организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
является эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Модуль «Творческие проекты»
Особенностью воспитательного процесса школы является организация
жизнедеятельности школьников в соответствии с тематическими творческими
проектами, в мероприятиях которых участвуют ученики 1—11 классов, все
педагоги, родительская общественность, выпускники разных лет. Творческие
проекты – это комплекс общешкольных дел, которые готовятся по технологии
коллективной творческой деятельности. Каждый проект воспитательного
процесса подчинен одной теме, единой для всех субъектов воспитания, но при
этом решаются различные педагогические задачи, каждый класс делает это на
своём возрастном уровне, что способствует развитию внутри коллективных
отношений, формированию активной гражданской позиции школьников.
Творческие проекты – это уже сложившаяся традиция школы. Такая форма
организации жизнедеятельности школы складывалась не сразу, она является
результатом длительной работы по становлению воспитательной системы школы
и развитию детско-взрослой общности. В каждом творческом проекте есть
праздники, события, которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно взрослыми и детьми.
За учебный год в школе реализуются пять творческих проектов. Их название
и содержание логично связаны с содержанием школьной жизни.
На внешкольном уровне:
 Проект «Милосердие»
Цель: воспитание толерантного отношения к окружающим людям и
окружающей природе.
 «Я - есть» (посылка в дом ребенка)
 «Серебряный возраст» (посылка в дом престарелых)
Все участники образовательного процесса принимают участие в сборе
посылок, формируют их и отвозят к месту назначения.
 «Поздравление каждой маме»
 «Новогодняя открытка»
Обучающиеся 5-7 класса занимаются подготовкой поздравительных
открыток, а затем вручают их на улицах района.
 «Мы в ответе за тех, кого приручили»

7

Совместно с классными руководителями, обучающимися готовятся памятки
по правилам кормления животных в дикой природе (птицы, белки) и вручаются
прохожим.

На школьном уровне:
 Проект «Школьное братство»
Цель: адаптация школьников после летнего отдыха, формирование
школьного микроклимата, проявление преемственности поколений, установление
доброжелательных, товарищеских взаимоотношений.

«Давайте дружить»
Первоклассники, их родители, педагог, совместно с психологом встречаются
на игровых занятиях в конце августа. Все ближе узнают друг друга, что
способствует активной адаптации ребенка к школе, а у родителей формирует
чувство спокойствия за своего ребенка.

«Выездная учеба»
Первого сентября вся школа (учителя и ученики) выезжают на базу отдыха,
где проводятся мероприятия по сплочению классных коллективов, знакомство с
новичками, первые в году уроки. Все это дает положительный заряд на
наступающий учебный год.

«День рождения школы»

«День самоуправления»
Ежегодно в день учителя старшеклассники 10-11 класс берут управление
школой в свои руки – готовят и проводят уроки у всей школы, являются
классными руководителями, руководят подготовкой программы поздравления
учителей. Все это способствует получению неоценимого опыта личностного
роста, положительного межвозрастного общения и уважения к профессии
учителя.

«День Науки»
Ежегодно в школе проводится День Науки, которому предшествуют
классные Научно-Практические Конференции, лучшие работы представляются на
общешкольной конференции. Организуются встречи с интересными людьми. Это
формирует у обучающихся познавательный интерес, опыт публичного
выступления, формирует здоровую конкурентоспособность.
 Проект «Культурные традиции англоязычных стран»
Цель: погружение в языковую среду, знакомство с культурными традициями
зарубежных стран.

«Halloween»

« Рождество»

«День Святого Валентина»
Совместно с учителями английского языка обучающиеся всех классов
готовят музыкальные спектакли на английском языке, знакомятся с языковой

8

культурой, что способствует повышению интереса к изучению иностранных
языков.
 Проект «Народные традиции и праздники»
Цель: приобщение обучающихся к народным традициям и праздникам.

«Новогодние праздники»

«Масленица»

«23 февраля»

«8 марта»
Данные мероприятия проходят с активным привлечением к участию
родителей обучающихся начальной школы. Ребята старших классов также
являются активными помощниками при проведении праздников для малышей.
 Проект «Май Победы»
Цель: знакомство с историей своей страны, воспитание патриотизма и
мужества; уверенности в собственных возможностях, стремления в личному
росту.

«9 мая»
Каждый класс принимает участие в мероприятиях к празднованию 9 мая:
конкурс чтецов и сочинений, спектакль, рисунки на асфальте, возложение цветов
и гирлянды памяти.

«Конкурс бального танца»

«Праздник Года»
В конце каждого учебного года проводится торжественная церемония
награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы все это способствует поощрению
социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений
между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения
друг к другу.
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы
дел, ответственных за подготовку мероприятий творческих проектов;
 участие школьных классов в реализации творческих проектов;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
творческих проектов, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в творческие проекты школы
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,

9

корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за
приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа творческих проектов;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа творческих проектов, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
творческом проекте на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом
класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с
учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или
их законными представителями. Для оптимизации работы по данному модулю в
НОУ СОШ «Гелиос» организована работа проблемно-творческой лаборатории
классных руководителей, целью которой является возможность обмена
информацией по вопросам воспитания среди классных руководителей всех
возрастных групп, возможность перекрестного обмена опытом наставничества,
совместного прогнозирования и проектирования воспитательной деятельности,
что делает работу классных руководителей всей школы более конструктивной и
результативной.
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных творческих
проектах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и
анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
(профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь
в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе;
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в

10

беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия
решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командаобразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения
детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами
поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутри
классные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса;
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами
бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить;
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение
в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение
взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации
классного руководителя
учителямипредметниками, направленные на
формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и
разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутри классных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в
иной, отличной от учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
11

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о
школьных
успехах
и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
 организация
родительских
собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных обучающимися направлений, видов
и курсов внеурочной деятельности:
Спортивно-оздоровительное направление – «бальные танцы», «ЛФК»,
«шахматы», «бокс». Данное направление реализуется через спортивнооздоровительную деятельность, которая направлена на физическое развитие
школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение

12

к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых.
Общекультурное направление – «творческая мастерская», «современные
танцы», «английская песня». Это направление реализуется через организацию
художественного творчества, создающего благоприятные условия для
просоциальной самореализации
школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их
общее духовно-нравственное развитие.
Общеинтеллектуальное направление – «логика», «занимательный
русский», «мы познаем мир», «английский язык», «создание мультфильмов»,
«программирование», «социальная и экономическая география», «подготовка к
олимпиаде по математике». Реализация направления идет через осуществление
познавательной, туристско-краеведческой деятельности, направленных на
передачу школьникам социально значимых знаний, развивающих их
любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего
общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. А
также через воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории,
культуре, природе.
Духовно-нравственное направление – «проектная деятельность», «ролевая
игра», «волшебная палитра». Данное направление реализуется через проблемнотворческую деятельность и художественное творчество, направленных на
развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитания у них
культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое
мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию
взглядов людей, а так же создающие благоприятные условия для просоциальной
самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
Социальное направление – «театральная студия», «кукольный театр».
Реализация направления идет через использование предметно-ценностного
общения и игровую деятельность, направленных на развитие коммуникативных
компетенций обучающихся, воспитания у них культуры общения, развитие
умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. На раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у
них навыков конструктивного общения, умения работать в команде.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Малая наполняемость классов НОУ СОШ «Гелиос» позволяет в полной мере
осуществлять на уроке индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
13

Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в
объекты эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей
информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с
открытиями и изобретениями.
Одной из особенностей урочной деятельности является организация
межпредметных и предметных общешкольных мероприятий. Они позволяют
расширить знания обучающихся по теме предложенного мероприятия,
показывают практическую значимость полученных знаний. НОУ СОШ «Гелиос»
организуются два варианта таких погружений: «Выездная учеба» и «День Науки».
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются
в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или
работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
14

проектов,
что
даст
школьникам
возможность
приобрести
навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Педагогами НОУ СОШ «Гелиос» используется не только классно-урочная
система образования, но и активно внедряется система личностно-открытого
образования. Основным механизмом «Открытого образования» являются уроки,
проведенные вне стен школы, в окружающем социуме: в парке, на улицах
микрорайона, в научно-исследовательских центрах, вузах, мультимедийном парке
«Россия – моя история», городских и районных детских библиотеках, музеях
города, предприятиях района и города. Пространство окружающего социума
становится пространством приобретения опыта самостоятельных социальных
проб, реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации. Здесь
обучающиеся получают опыт сотрудничества, партнерских отношений друг с
другом и со взрослыми.
Новые знания появляются благодаря совместным усилиям обучающегося и
педагога. При этом важно, чтобы задаваемые учителем вопросы воспринимались
не как контроль учителя за усвоением знаний ученика, а как диалог личности с
личностью, чтобы задания хотелось выполнять, не отдавая этому времени часть
жизни, а приобретая через них саму жизнь.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности
для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Самоуправление призвано постоянно и в разных направлениях объединять
школьный организм идеей общности, единства и ценности каждого члена
коллектива, стремлением сделать его жизнь интереснее, лучше, осмысленнее.
Среди нескольких вариантов школьного самоуправления наша школа
выбрала совмещенную административно-игровую модель ПУСК (педагогическое
и
ученическое
сотрудничество
коллектива).
Эта
форма
сочетает
административную и игровую модели самоуправления, с преимущественным
использованием возможностей игровой технологии, когда в работу включаются
все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в
компетенции
формально-правового
самоуправления
остаются
лишь
принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение
обязательного государственного образовательного минимума и т.д.) Данная
модель основана на соблюдении нормативно-правовых актов РФ. Начало
реализации и апробации данной модели самоуправления в НОУ СОШ «Гелиос»
2021-2026 учебный год.

15

В школе на выборной основе формируется Совет обучающихся, основной
функцией которого является разработка основных направлений деятельности
ученического сообщества на учебный год.
Главой Совета обучающихся является Президент, который обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие органов ученического
самоуправления. Он избирается ежегодно в сентябре обучающимися 5 - 11
классов, на основе равного, прямого, тайного и добровольного голосования.
Реализация
основных
направлений
деятельности
осуществляется
Комитетами: «Науки и образования», «Труда и заботы», «Здоровья и спорта»,
«Культуры и досуга», «Дисциплины и порядка». Они формируются из
представителей соответствующих Комитетов классов. Школьный и классный
уровни самоуправления интегрированы. Каждый из комитетов выполняет
определенную работу:
Комитет «Науки и образования» участвует в планировании, разработке и
проведении интеллектуальных конкурсов и познавательных мероприятий на
школьном уровне. На уровне классов ведет мониторинг индивидуальных
достижений, являющихся основой общественного рейтинга обучающихся,
организует помощь отстающим.
Комитет «Труда и заботы» планирует проведение генеральных уборок
классов, организует сбор макулатуры, следит за сохранностью оборудования в
кабинетах,
учебников.
Организует
проведение
творческого
проекта
«Милосердие».
Комитет «Здоровья и спорта» участвует в планировании и проведении
спортивных мероприятий на школьном уровне, оказывает помощь при проведении
спортивных мероприятий в НОУ СОШ «Гелиос».
Комитет «Культуры и досуга» занимается разработкой и проведением
досуговых мероприятий. Планирует и проводит тематические линейки.
Комитет «Дисциплины и порядка» способствует соблюдению школьниками
правил внутреннего распорядка, участвует в работе службы по урегулированию
споров между участниками образовательного процесса.
Все обучающиеся класса, исходя из своих способностей и интересов, входят
в состав классных Комитетов: «Науки и образования», «Труда и заботы»,
«Здоровья и спорта», «Культуры и досуга», «Дисциплины и порядка». Избранные
комитетами главы входят в состав соответствующих общешкольных Комитетов.
Для помощи органам школьного самоуправления определяются кураторы –
педагоги. В органах классного самоуправления роль наставников выполняют
классные руководители. Поддержку органам классного самоуправления
оказывают родители. Интеграция усилий ученического самоуправления и
педагогов происходит в процессе коллективной разработки, коллективного
планирования, коллективного проведения общешкольных, классных дел и
коллективного анализа их результатов.
Кураторы и классные руководители корректируют деятельность
самоуправления исходя из того, что, участвуя в жизни ученического
16

самоуправления, обучающиеся должны осваивать базовые ценности российского
общества (семья, труд, отечество, природа, мир, знание, культура, здоровье).
Каждое дело ориентировано на усвоение знаний о нормах, выработанных на
основе ценностей; развитие позитивного отношения к этим ценностям;
приобретение соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике.
Таким образом система самоуправления в НОУ СОШ «Гелиос»
представлена:
На уровне школы:
 через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для
учета мнения школьников по вопросам, затрагивающих их права и законные
интересы;
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
классных Комитетов.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутри классных дел.
3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация»
включает в
себя профессиональное
просвещение
школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию
профессиональных
проб
школьников. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору
своей будущей профессиональной деятельности. Создавая значимые
профориентационные проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и в непрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
 циклы
профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
 профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в
которых необходимо
принять
решение,
занять
определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о
способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;

17

 посещение профориентационных выставок, ярмарок
профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней
открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
 совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в мастер классах, посещение открытых уроков;
 индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей
по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими
профессии;
 НОУ СОШ «Гелиос» данный модуль реализует с активным привлечением
родителей школы и специалистов из различных сфер деятельности.
3.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства
вкуса
и
стиля,
создает
атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
 оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может
служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на
учебные и внеучебные занятия;
 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического
осмысления мира; фотоотчетов, видеоматериалов об интересных событиях,
происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
встречах с интересными людьми и т.п.);
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для
длительного общения классного руководителя со своими детьми;

18

 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
 совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (гимн школы, элементы школьного костюма и т.п.),
используемой
как в школьной повседневности, так и в торжественные
моменты жизни образовательной организации – во время праздников,
торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих
в жизни школы знаковых событий;
 акцентирование внимания школьников
посредством
элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.8. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями школьников осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
 общешкольный
Совет
родителей,
участвующий
в
управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации
их детей;
 классные родительские комитеты, участвующие в организации и решении
вопросов воспитания и социализации их детей;
 родительские встречи (как одна из форм родительского собрания), когда
проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением
специалистов;
 дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать
школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в школе;
 общешкольные родительские
собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и
педагогов.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

19

 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в НОУ СОШ «Гелиос» воспитательной работы
проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и
последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа
сущностных
сторон
воспитания,
ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а качественных
– таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и
отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий на использование его результатов
для
совершенствования
воспитательной
деятельности
педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в НОУ СОШ «Гелиос»
воспитательного процесса, следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса. Мониторинг
оформляется в виде таблицы. В основе мониторинга лежит метод
персонифицированного педагогического наблюдения. В данном мониторинге
предметом наблюдения являются:
20

 знание норм трудовой деятельности, отношение к труду, опыт
организации и участия в трудовых мероприятиях;
 знание норм поведения человека, как гражданина, отношение к своей
Родине, опыт участия в мероприятиях гражданской направленности;
 знание норм поведения на природе, отношение к природе, опыт участия в
природоохранных мероприятиях;
 знание норм поведения в пространстве культуры, культурного поведения,
отношение к культуре, опыт участия в мероприятиях по сохранению и защите
культурного наследия;
 знание норм поведения в информационном пространстве, отношение к
новой информации и знаниям, опыт приобретения знаний;
 знание норм ЗОЖ, отношение к ЗОЖ, опыт ведения ЗОЖ, опыт
пропаганды ЗОЖ;
 знания норм общения с окружающими людьми, отношение к
окружающим людям, опыт оказания поддержки и помощи окружающим людям;
 знание себя, норм социально-приемлемой самореализации, отношение к
себе, опыт самореализации в обществе.
Персонифицированное наблюдение позволит увидеть каждого ребенка,
определить проблемные места в воспитании конкретного ребенка и в целом в
классном коллективе. Это в свою очередь поможет грамотно и обоснованно
выстроить индивидуальную и групповую работу, способствующую дальнейшему
личностному развитию школьников.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением
его результатов на заседании педагогического совета школы. Внимание педагогов
сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие
проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший
учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Количественные критерии:
 охват активных участников проектов, активных участников событий (% от
общего количества обучающихся)
 количество социально-значимых проектов, реализуемых в ОО;
 степень удовлетворённости обучающихся, родителей, учителей школьной
жизнью (по результатам опроса)
Качественные критерии (метод наблюдения и анкетирования детей):
 качество реализуемых творческих проектов;
 качество совместной деятельности классных руководителей и их классов;
 качество воспитательных возможностей
 качество организуемых в школе курсов внеурочной деятельности;
 качество реализации личностно развивающего потенциала школьных
21

уроков;
 качество существующего в школе ученического самоуправления;
 качество профориентационной работы школы;
 качество оформления школы, организации ее предметно-эстетической
среды;
 качество взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.

22

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

(НОО)
Творческие проекты
М-«Милосердие»; ШБ –«Школьное братство»; КТА-«Культурные традиции Англии»; НТП«Народные традиции и праздники»; МП-«Май Победы»

Дела

проект

Ориентировочное

«Давайте, дружить»

Классы

время

Ответственные

проведения
1

август

ШБ

Выездная учеба

ШБ

1-4

сентябрь

Выставка поделок из природн
ого материала
«Удивительный мир
Природы»
День Самоуправления
(поздравление учителей –
концерт, изготовление
поздравительных открыток)
Веселые старты

НТП

1-4

сентябрь

ШБ

1-4

октябрь

ШБ

1-4

октябрь

Hallowеn

КТА

1-4

октябрь

День рождения школы

ШБ

1-4

ноябрь

День Матери

М

1-4

ноябрь

23

Классный
Руководитель,
воспитатель,
психолог
Зам.директора по ВР
Классные
руководители
Зам.директора по ВР
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР
Совет обучающихся

Зам.директора по ВР
Учителя
физкультуры;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Учителя
английского
языка;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР
Классные
руководители;
Совет обучающихся;
Совет родителей
Зам.директора по ВР

Акция «Я-есть» (сбор
посылки в дом ребенка)

М

1-4

ноябрь-декабрь

Рождество

КТА

1-4

декабрь

Новогоднее представление

НТП

1-4

декабрь

«А, на-ка, мальчики» (к 23
февраля)

НТП

1-4

февраль

Масленица

НТП

1-4

февраль-март

«А ну-ка, девочки» (к 8 марта)

НТП

1-4

март

Показ мод (по определенной
тематике)

ШБ

1-4

март

Акция «Серебряный возраст»
(сбор посылки в дом
престарелых)

М

1-4

апрель

Конкурс бального танца

МП

1-4

апрель-май

Конкурс «Папа, мама, я –
дружная семья»

ШБ

1-4

май

День Победы (встреча с
ветеранами, конкурс чтецов,

МП

1-4

май

24

Классные
руководители
Зам.директора по ВР
Классные
руководители;
Совет обучающихся;
Совет родителей
Учителя
английского
языка;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР
Классные
руководители;
Совет обучающихся,
Совет родителей
Зам.директора по ВР
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР
Классные
руководители;
Совет обучающихся;
Совет родителей
Зам.директора по ВР
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР
Классные
руководители;
Совет обучающихся;
Совет родителей
Зам.директора по ВР
Классные
руководители
Зам.директора по ВР
Классные
руководители
Зам.директора по ВР
Классные

конкурс рисунка на асфальте,
возложение цветов к
памятнику)
Праздник Года

руководители;
Совет обучающихся
МП

май

1-4

Администрация
школы;
Классные
руководители;
Совет обучающихся;
Совет родителей

Курсы внеурочной деятельности
Количество
Название курса

Классы

часов

Ответственные

в неделю
Спортивно-оздоровительное направление
(реализуется через спортивно-оздоровительную деятельность)
«Бальные танцы»;
1-4
2
Учителя предметники
«ЛФК»;

1-4

1

Учителя предметники

«Шахматы»;

1-4

2

Учителя предметники

«Бокс»;

1-4

1

Учителя предметники

Общекультурное направление
(реализуется через деятельность художественного творчества)
«Творческая мастерская»;

1-4

1

Учителя предметники

«Современные танцы»;

1-4

1-2

Учителя предметники

Общеинтеллектуальное направление
(реализуется через познавательную и туристско-краеведческую деятельность)
«Логика»;

1-4

1

Учителя предметники

«Занимательный русский язык»;

2-3

1

Учителя предметники

«Мы познаем мир»;

4

1

Учителя предметники

«Английский язык»;

1

1

Учителя предметники

«Создание мультфильмов»

3

1

Учителя предметники

Духовно-нравственное направление
(реализуется через проблемно-ценностное общение и художественное творчество)
«Волшебная палитра»;

1-4

1

Учителя предметники

Социальное направление
(реализуется через игровую и трудовую деятельность)
«Театральная студия»

1-4

1

Учителя предметники

«Кукольный театр»

2

1

Учителя предметники

25

Самоуправление
Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время

Ответственные

проведения
Выборы актива
класса

1-4

сентябрь

Выставка поделок из природного мате
риала «Удивительный мир
Природы»

1-4

сентябрь

Веселые старты

1-4

октябрь

День Самоуправления (поздравление у

1-4

октябрь

День рождения школы

1-4

ноябрь

День Матери

1-4

ноябрь

1-4

февраль

Поздравление девочек с 8 марта
(в классе)

1-4

март

Показ мод (по определенной тематике)

1-4

март

Конкурс «Папа, мама, я – дружная

1-4

май

руководители

чителей – концерт, изготовление поздр
авительных открыток)

(подготовка поздравительных открыто
к и концерта)
Поздравление мальчиков с 23 февраля

Классные

(в классе)

семья»

26

Классные
руководители;
комитет «Труда и
заботы»
Классные
руководители;
комитет «Здоровья
и
спорта»
Классные
руководители;
комитета «Культуры
и досуга»
Классные
руководители;
комитет «Культуры
и досуга»
Классные
руководители;
комитет «Культуры
и досуга»
Классные
руководители;
комитет «Культуры
и досуга»
Классные
руководители;
комитет «Культуры
и досуга»
Зам.директора по ВР
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Классные
руководители;
комитет
«Здоровья и

Конкурс рисунка на асфальте

1-4

май

Проведение классных часов

1-4

В течении учебного
года

Подведение итогов успеваемости

1-4

В конце каждого
семестра

«Шефская помощь» (по успеваемости)

1-4

В течении учебного
года

Подведение итогов работы за год

1-4

В течении учебного
года

в классе

спорта»
Классные
руководители;
комитет «Труда и
заботы»
Классные
руководители;
комитет «Науки и
образования»
Классные
руководители;
комитет «Науки и
образования»
Классные
руководители;
комитет «Науки и
образования»
Классные
руководители;
актив класса

Профориентация
Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время

Ответственные

проведения
Классные часы «Встречи с интересны

1-4

Один раз в семестр

ми людьми»
Экскурсии на предприятия
«Кто чем занят и полезен»

Классные
руководители

1-4

2 раза в год (1/2 по
лугодие)

Зам.директора по ВР
Классные
руководители

Организация предметно-эстетической среды
Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время

Ответственные

проведения
Оформление классной комнаты
ко всем тематическим
мероприятиям

1-4

В течении года

Классные
руководители;
актив класса

Сменяемые экспозиции в фойе
(рисунки, поделки)

1-4

В течении учебного
года

Учитель ИЗО;
Совет обучающихся

Выставка поделок из природного мате

1-4

сентябрь

Зам.директора по ВР

27

риала «Удивительный мир
Природы»
Конкурс рисунка на асфальте

май

1-4

«Победный май»

Классные
руководители;
Совет обучающихся
Классные
руководители;
Совет обучающихся

Работа с родителями
Ориентировочное
Классы

Дела, события, мероприятия

время

Ответственные

проведения
Общешкольное родительское

август

1-4

собрание

Администрация
школы

Классные родительские собрания

1-4

один раз в семестр;

Классные
руководители

Индивидуальные встречи

1-4

по необходимости

Родительские встречи

1-4

один раз в год

День открытых дверей

1-4

один раз в год

Работа классных родительских

1-4

в течении года

1-4

один раз в семестр

комитетов

Заседания Совета родителей

Классное руководство
(согласно индивидуальным по планам работы
классных руководителей)

28

Администрация
школы; классные
руководители;
психолог
Администрация
школы; классные
руководители;
психолог
Администрация
школы; классные
руководители;
психолог
Классные
руководители;
председатели
классных
родительских
комитетов
Зам.директора
по ВР;
Председатель
Совета родителей

Школьный урок
(согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников)

29

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

(ООО)

Творческие проекты
М-«Милосердие»; ШБ –«Школьное братство»; КТА-«Культурные традиции Англии»; НТП-

Дела

проект

«Народные традиции и праздники»; МП-«Май Победы»
Ориентировочное
Классы

время

Ответственные

проведения

Выездная учеба

ШБ

5-9

сентябрь

Выставка поделок из
природного материала
«Удивительный мир
Природы»
День Самоуправления
(поздравление учителей –
концерт)
Hallowеn

НТП

5

сентябрь

ШБ

5-9

октябрь

КТА

5-9

октябрь

День рождения школы

ШБ

5-9

ноябрь

День Матери (конкурс
сочинений
«Лучшая мама – моя!»)
Акция «Открытка каждой
маме» (на улицах района)

М

5-8

ноябрь

М

5-7

ноябрь

Акция «Я -есть» (сбор
посылки в дом ребенка)

М

5-9

ноябрь-декабрь

Английское Рождество

КТА

5-9

декабрь

30

Зам.директора по ВР;
Классные
руководители
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР;
Совет обучающихся
Учителя английского
языка;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся;
Совет родителей
Зам.директора по ВР;
классные
руководители
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся;
Совет родителей
Учителя английского

Акция «Новогодняя открытка
каждому» (на улицах района)

Новогоднее представление

М

5-7

декабрь

НТП

5-6

декабрь

7-9

«Вы парни бравые!» (к 23
февраля)

НТП

5-9

февраль

Масленица

НТП

5-9

февраль-март

«Девчата, вы лучшие!» (к 8
марта)

НТП

5-9

март

Показ мод (по определенной
тематике)

ШБ

5-6

март

Акция «Серебряный возраст»
(сбор посылки в дом
престарелых)

М

5-9

апрель

Акция «Мы в ответе за тех,
кого приручили»

М

5-7

апрель

День Победы (конкурс
чтецов, конкурс сочинений
«Мы из будущего с
поклоном»,
возложение цветов к
памятнику)
Праздник Года

МП

5-9

май

МП

5-9

май

31

языка;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся,
Совет родителей
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся;
Совет родителей
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся;
Совет родителей
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся

Администрация
школы;
Классные

руководители;
Совет обучающихся;
Совет родителей
Курсы внеурочной деятельности
Количество
Название курса

Классы

часов

Ответственные

в неделю
Спортивно-оздоровительное направление
(реализуется через спортивно-оздоровительную деятельность)
«Шахматы»;

5

2

Учителя предметники

«Бокс»;

5-7

1

Учителя предметники

Общекультурное направление
(реализуется через деятельность художественного творчества)
«Современные танцы»;

5-8

1

«Английская песня»;

5-8

2

Учителя предметники

Общеинтеллектуальное направление
(реализуется через познавательную и туристско-краеведческую деятельность)
«Разговорный английский»;

5-9

1

Учителя предметники

«Программирование»

7-8

1

Учителя предметники

«Подготовка к олимпиаде по
6
1
Учителя предметники
математике»
Духовно-нравственное направление
(реализуется через проблемно-ценностное общение и художественное творчество)
«Проектная деятельность»

8

1

Учителя предметники

«Ролевая игра»

5-8

1

Учителя предметники

Социальное направление
(реализуется через игровую и трудовую деятельность)
«Театральная студия»

5-7

Учителя предметники

1

Самоуправление

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

Ответственные

время
проведения
Участие в выборах Президента
Совета обучающихся

сентябрь

5-9

32

Зам.директора по ВР

Выборы Капитана и актива
класса

5-9

сентябрь

Выставка поделок из природного мате
риала «Удивительный мир
Природы»

5

сентябрь

День Самоуправления (поздравление у

5-9

октябрь

День рождения школы

5-9

ноябрь

День Матери (конкурс сочинений «Лу

5-9

ноябрь

5-7

ноябрь

5-7

декабрь

5-9

февраль

5-9

февраль

5-9

март

«Девчата, вы лучшие!» (к 8 марта)

5-9

март

Акция «Мы в ответе за тех, кого приру

5-7

апрель

руководители

чителей – концерт)

чшая мама – моя!»)

Акция «Открытка каждой маме» (на у
лицах района)

Акция «Новогодняя открытка каждом
у» (на улицах района)

Поздравление мальчиков с 23 февраля
(в классе)
«Вы парни бравые!» (к 23 февраля)

Поздравление девочек с 8 марта
(в классе)

Классные

чили»

33

Классные
руководители;
комитет «Труда и
заботы»
Классные
руководители;
комитета «Культуры
и досуга»
Классные
руководители;
комитет «Культуры и
досуга»
Классные
руководители;
комитет «Культуры и
досуга»
Классные руководите
ли;
комитет «Труда и
заботы»
Классные руководите
ли;
комитет «Труда и
заботы»
Классные
руководители;
комитет «Культуры и
досуга»
Зам.директора по ВР;
Классные руководите
ли;
Совет обучающихся
Классные
руководители;
комитет «Культуры и
досуга»
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Классные
руководители;
комитет «Труда и
заботы»

День Победы (конкурс чтецов,
конкурс сочинений «Мы из будущего
с поклоном», возложение цветов к
памятнику)
Проведение классных часов

5-9

май

5-9

В течении учебного
года

Подведение итогов успеваемости

5-9

В конце каждого
семестра

«Шефская помощь» (по успеваемости)

5-9

В течении учебного
года

Подведение итогов работы за год

5-9

В течении учебного
года

в классе

Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Классные
руководители;
комитет «Науки и
образования»
Классные
руководители;
комитет «Науки и
образования»
Классные
руководители;
комитет «Науки и
образования»
Классные
руководители;
актив класса

Профориентация
Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время

Ответственные

проведения
Классные часы «Встречи с интересны

Один раз в семестр

5-9

ми людьми»
Проведение
профориентационных игр

Классные
руководители

2 раза в год (1/2 по

5-9

лугодие)

«Кем я хочу стать»
Экскурсии на предприятия
«Кто чем занят и полезен»

5-9

2 раза в год (1/2
полугодие)

«День открытых дверей» (знакомство

9

1 раз в год

с колледжами)

Зам.директора по ВР;
Классные
руководители
Зам.директора по ВР;
классные
руководители
Зам.директора по ВР;
классные
руководители

Организация предметно-эстетической среды
Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время
проведения

34

Ответственные

Оформление классной комнаты
ко всем тематическим
мероприятиям

5-9

В течении года

Классные
руководители;
актив класса

Сменяемые экспозиции в фойе
(рисунки, поделки)

5-6

В течении учебного
года

Учитель ИЗО;
Совет обучающихся

Выставка поделок из природного мате
риала «Удивительный мир
Природы»

5

сентябрь

День Матери (конкурс сочинений
«Лучшая мама – моя!»)

5-9

ноябрь

Конкурс сочинений ко дню
победы «Мы из будущего с
поклоном»

5-9

май

Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР;
Учителя
русского языка;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР;
Учителя
русского языка;
Классные
руководители;
Совет обучающихся

Работа с родителями
Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время

Ответственные

проведения
Общешкольное родительское

август

5-9

собрание
Классные родительские собрания

Администрация
школы

один раз в семестр;

5-9

Классные
руководители

Индивидуальные встречи

5-9

по необходимости

Работа классных родительских

5-9

в течении года

5-9

один раз в семестр

комитетов

Заседания Совета родителей

35

Администрация
школы; классные
руководители;
психолог
Классные
руководители;
председатели
классных
родительских
комитетов
Зам.директора по ВР;
Председатель Совета
родителей

Классное руководство
(согласно индивидуальным по планам работы
классных руководителей)

Школьный урок
(согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников)

36

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

(СОО)

Творческие проекты
М-«Милосердие»; ШБ –«Школьное братство»; КТА-«Культурные традиции Англии»; НТП-

Дела

проект

«Народные традиции и праздники»; МП-«Май Победы»
Ориентировочное
Классы

время

Ответственные

проведения

Выездная учеба

ШБ

10-11

сентябрь

День Самоуправления
(проведение уроков во всех
классах школы)
Hallowеn

ШБ

10-11

октябрь

КТА

10-11

октябрь

День рождения школы

ШБ

10-11

ноябрь

Акция «Я-есть» (сбор
посылки в дом ребенка)

М

10-11

ноябрь-декабрь

Английское Рождество

КТА

10-11

декабрь

Новогоднее представление

НТП

10-11

декабрь

Масленица

НТП

10-11

февраль-март

37

Зам.директора по ВР;
Классные
руководители
Зам.директора по ВР;
Совет обучающихся
Учителя английского
языка;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся;
Совет родителей
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся;
Совет родителей
Учителя английского
языка;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся,
Совет родителей
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся;

Акция «Серебряный возраст»
(сбор посылки в дом
престарелых)

М

10-11

апрель

День Победы (возложение
гирлянды славы)

МП

11

май

Праздник Года

МП

10-11

май

Совет родителей
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся;
Совет родителей
Зам.директора по ВР;
Классные руководите
ли;
Совет обучающихся
Администрация
школы;
Классные
руководители;
Совет обучающихся;
Совет родителей

Курсы внеурочной деятельности
Жизнь
ученических
сообществ

1-е полугодие
Осенние каникулы
2-е полугодие
Летние каникулы
ИТОГО
1-е полугодие
Осенние каникулы
2-е полугодие
Весенние
каникулы
ИТОГО

10 класс
30
20
30
20
160
11 класс
10
20
10
10
50

Внеурочная
деятельность по
предметам
школьной
программы

Воспитательные
мероприятия

всего

35

30
35
30
35
130

95
55
95
55
300

10
10
10

50
30
20
20

30

120

35
70
30
10

40

Самоуправление
Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время

Ответственные

проведения
Участие в выборах Президента

10-11

38

сентябрь

Зам.директора по ВР

Совета обучающихся
Выборы Капитана и актива
класса

10-11

сентябрь

День Самоуправления (проведение

10-11

октябрь

День рождения школы

10-11

ноябрь

Поздравление юношей с 23 февраля

10-11

февраль

10-11

февраль

Поздравление девушек с 8 марта
(в классе)

10-11

март

Проведение конкурса «Девчата, вы лу

10-11

март

День Победы (работа в жюри конкурса чтецов, конкурса сочинений
«Мы из будущего с поклоном»,
возложение гирлянды памяти)

10-11

май

Проведение классных часов

10-11

В течении учебного
года

Подведение итогов успеваемости

10-11

В конце каждого
семестра

«Шефская помощь» (по успеваемости)

10-11

В течении учебного
года

Подведение итогов работы за год

10-11

В течении учебного

ли

уроков во всех классах школы)

(в классе)
Проведение конкурса

Классные руководите

«Вы парни бравые!» (к 23 февраля)

чшие!» (к 8 марта)

в классе

39

Классные
руководители;
комитет «Культуры и
досуга»
Классные
руководители;
комитет «Культуры и
досуга»
Классные
руководители;
комитет «Культуры и
досуга»
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Классные
руководители;
комитет «Культуры и
досуга»
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Зам.директора по ВР;
Классные
руководители;
Совет обучающихся
Классные
руководители;
комитет «Науки и
образования»
Классные
руководители;
комитет «Науки и
образования»
Классные
руководители;
комитет «Науки и
образования»
Классные

года

руководители;
актив класса

Профориентация
Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время

Ответственные

проведения
Классные часы «Мое будущее»

10-11

Один раз в семестр

Классные
руководители

Экскурсии на предприятия

10-11

2 раза в год (1/2 по
лугодие)

Зам.директора по ВР;
классные
руководители

Проведение
профориентационных игр

10-11

2 раза в год (1/2
полугодие)

Зам.директора по ВР;
классные
руководители

10-11

1 раз в год

Зам.директора по ВР;
Классные
руководители

«На пороге открытий»
«День открытых дверей»
(знакомство с вузами)

Организация предметно-эстетической среды
Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время

Ответственные

проведения
Оформление классной комнаты
ко всем тематическим
мероприятиям

1-11

В течении года

Классные
руководители;
актив класса

Работа с родителями
Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время

Ответственные

проведения
Общешкольное родительское

10-11

август

собрание
Классные родительские собрания

Администрация
школы

10-11

один раз в семестр;

Классные
руководители

Индивидуальные встречи

10-11

40

по необходимости

Администрация
школы; классные
руководители;

Работа классных родительских

10-11

в течении года

10-11

один раз в семестр

комитетов

Заседания Совета родителей

психолог
Классные
руководители;
председатели
классных
родительских
комитетов
Зам.директора по ВР;
Председатель Совета
родителей

Классное руководство
(согласно индивидуальным по планам работы
классных руководителей)

Школьный урок
(согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников)

41

42

43



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.