Основная образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – ООП ДО) НОУ СОШ «Гелиос» (далее – ОО) разработана коллективом
НОУ СОШ «Гелиос», Дошкольным отделением (детский сад), в соответствии с
ФГОС ДО и учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Программа имеет следующую возрастную адресованность:
- 1 младшая группа общеразвивающей направленности – 2-3 года;
- 2 младшая группа общеразвивающей направленности – 3-4 года;
- средняя группа общеразвивающей направленности – 4-5 лет;
- старшая группа общеразвивающей направленности – 5-6 лет;
- подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности – 6-7 лет.
ООП ДО определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. ООП ДО сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка. ООП ДО обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
- физическому;
- социально-коммуникативному;
- речевому;
- познавательному;
- художественно-эстетическому.
При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Цель реализации ООП ДО:
· развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
· создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
· на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Так же содержание программы включает часть, формируемую участниками образовательных отношений. Эта часть является дополнительной к обязательной части Программы дошкольного образования, она отражает специфику национально-культурных, климатических, географических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс. За основу коллектив дошкольного отделения взял Примерную региональную программу образования детей дошкольного возраста, разработанную Толстиковой О.В., Гатченко Т.Г. Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений, направлено на успешное формирование личности ребенка, адаптированного к своеобразным природным, социальным и культурным особенностям региона и конкретного места проживания, способного к эмоционально-ценностному, позитивному приобщению к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родины», испытывающего чувства гордости как гражданина своей страны.
Реализация содержания краеведческого образования осуществляется не столько в непосредственно образовательной деятельности, сколько через организацию работы с детьми вне ее, в совместной и самостоятельной деятельности, а также через реализацию проектной деятельности в подготовительной группе «Растим патриотов».Ведущее место принадлежит развивающим играм, чтению художественной литературы, продуктивным видам деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной), активному исследованию социального и природного мира, включая экскурсии и походы,а также грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среде, где дети могут заниматься самостоятельно,по собственной инициативе. Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться со всеми образовательными областями.
В организационном разделе Программы подробно описаны особенности режима пребывания воспитанников в дошкольном отделении, особенности материально-технического обеспечения Программы, организация развивающей предметно-пространственной среды, а так же психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.